|
|
N°161, 07 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не догма, а руководство к действию
E.ON Ruhrgas осуществит «мягкое» повышение цены на газ
Предстоящая в начале октября корректировка цен на природный газ в Германии вызвала острую дискуссию о границах цен на энергию вообще. Исходя из складывавшейся годами испытанной практики привязки цены на газ к «прошлогодним» рыночным ценам на нефть, крупнейший немецкий импортер природного газа E.ON Ruhrgas заблаговременно, в мае, объявил, что цена на природный газ должна вырасти на 7--8%. Эти цифры полностью соответствовали стремительному росту мировых цен на «черное золото», но были в штыки приняты промышленными потребителями, которые потребовали принятия «политических мер» против подобного изменения цен на внутригерманском рынке энергии в целом и природного газа в частности.
До принятия «мер» дело не дошло, но на днях немецкие власти действительно выразили озабоченность ростом цен. Представитель антимонопольного ведомства ФРГ Ульф Беге сообщил, что сомневается в оправданности роста цен на газ в увязке с нефтяными, и пообещал «подробно рассмотреть» этот вопрос. Более того, г-н Беге даже обвинил немецкий газовый сектор в «недостатке прозрачности».
Между тем, как ни оценивать сам факт роста цен, его причины как раз более чем прозрачны. Хорошо известно, что формула цены в долгосрочных контрактах, по которым немецкие импортеры закупают природный газ, основана на средней за 10--12 месяцев цене нефти и нефтепродуктов. Общепризнано, что такая формула является гарантией и стабильности поставок и защитой от ценовых скачков.
Вчера стало ясно, что развернувшаяся в Германии драматичная дискуссия не имеет под собой достаточных оснований. Председатель правления крупнейшего национального газового оператора E.ON Ruhrgas Буркхард Бергманн в интервью еженедельнику Der Spiegel заявил, что повышение тарифов на природный газ в Германии будет не таким резким, как того требуют условия рынка и договорных отношений с зарубежными партнерами. С 1 октября они увеличатся «всего на 4%», заявил шеф E.ON Ruhrgas. Впрочем, особой сенсации это не произвело. О том, что привязка цен на газ к галопирующим ценам на нефть произойдет скорее всего в «смягченном варианте», представитель концерна говорил еще в августе.
По мнению г-на Бергманна, общественная дискуссия была «чрезмерно преувеличена». Газовики, отметил глава E.ON Ruhrgas, строго придерживались существующих договоров с компаниями газодобывающих стран, и согласно их подсчетам, повышение цен на газ должно произойти на уровне 4%. При этом он не исключил возможное дальнейшее повышение тарифов с января 2005 года. Ведь начиная с апреля, как пояснил г-н Бергманн, импортные цены на природный газ постоянно росли. «И мы уже теперь можем предположить, что в течение года они поднимутся еще выше».
Одновременно г-н Бергманн поддержал политику привязки цен на газ к цене на нефть. От этого, отметил он, получают преимущества все потребители, включая и критиков такого подхода. Ведь газовики не только точно придерживаются роста цены на нефть, но и строго учитывают также и падения цен на нефть. Именно благодаря этому, отметил глава E.ON Ruhrgas, цена на газ оказывается «предсказуемой».
«Без этого механизма доминирующие газодобывающие страны смогли бы в долгосрочной перспективе благодаря своей политике предложения чуть ли не произвольно диктовать цену», -- подчеркнул г-н Бергманн. В странах, где у газовиков не существует подобной привязки к нефти, таких как США или Великобритания, ценовые «шарахания» существенно ощутимее, чем в Германии. «А ведь де-факто и там цена газа следует в фарватере цены на нефть», -- добавил он. Вместе с тем, глава правления E.ON Ruhrgas не считает данный механизм «догмой на веки веков».
Юрий ШПАКОВ, Берлин