|
|
N°155, 30 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Слоновая кость в горле Москвы
Американцам припомнили попытки создать "антиолимпийское движение"
Если начало каждой Олимпиады, как правило, сопровождается разного рода скандалами, то под закрытие традиционно на ностальгической волне всплывают воспоминания о предыдущих Играх. В этом году британская пресса припомнила Вашингтону, как в 1980-м, бойкотируя московские Игры, Белый Дом пытался провести «антиолимпиаду» для стран западной демократии и их союзников. На роль страны-хозяйки почему-то был выбран африканский Берег Слоновой Кости (ныне Кот-д'Ивуар) -- маленькая и бедная аграрная страна на побережье Гвинейского залива.
Лондонская «Дейли телеграф» приводит выдержки из тогдашней официальной переписки госдепартамента США, которая свидетельствует, что в феврале 1980 года, всего за несколько месяцев до начала Игр в Москве, Вашингтон активно давил на правительство Берега Слоновой Кости и всячески уговаривал африканцев согласиться стать столицей антикоммунистической Олимпиады. Однако, несмотря на свою проамериканскую позицию, власти Абиджана на это почему-то не пошли. В итоге все вылилось лишь в бойкот Москвы -- к США присоединилось более 60 стран, и в этих тепличных условиях на Олимпийских играх 1980 года состоялось самое крупное в истории торжество советского и восточногерманского спорта.
«Дейли телеграф» пишет и о других попытках США придумать свои Игры для демократических стран. По данным газеты, после того как провалились попытки Вашингтона надавить на Международный олимпийский комитет и перенести Игры из Москвы в Мельбурн или Афины, госдепартамент начал раскручивать еще одну антиолимпийскую альтернативу. Поскольку Абиджан в конце концов отказался выполнять роль «второй Москвы», предполагалось победить МОК количественно: рассредоточить олимпийские «столичные функции» и провести несколько крупных спортивных соревнований на пяти континентах планеты. В каждом из городов должны были пройти турниры по четырем-пяти видам спорта. В этом случае одной политически неблагонадежной олимпийской столице противостояли бы сразу пять маленьких, но очень демократических столиц.
Госдепартамент разослал послам США в Пекине, Бонне, Риме и Токио секретное коммюнике, в котором американским дипломатическим миссиям было велено продвигать эту грандиозную идею. Вашингтон утверждал, что инициатива поддержана основными союзниками США, в частности Великобританией, и обещал, что страны, принимающие это «спортивное турне», получат определенную прибыль от продажи телевизионных прав на трансляции.
Но и эта идея, несмотря на все старания, не воплотилась в реальность. По-видимому, устроить «альтернативную Олимпиаду» сразу в пяти разных странах -- слишком сложная и дорогая задача даже для ведущей мировой державы.
Однако Советскому Союзу через четыре года удалось-таки реализовать американскую идею и провести «Игры для бойкотирующих». Как известно, в 1984 году дружественные СССР страны не только «симметрично» не отправили свои команды в Лос-Анджелес, но и в добавок советские власти придумали антиамериканское ноу-хау -- в Москве были проведены Игры доброй воли. Начинавшиеся как альтернатива Олимпиаде Игры доброй воли проводились и позже, хотя политическая ситуация к тому времени уже не требовала бойкотов. Правда, к счастью для олимпийского движения, Игры, ставшие затем символом примирения социалистического и капиталистического блоков, не смогли составить серьезной конкуренции детищу Пьера де Кубертэна, и в 90-х годов идея «антиолимпиад», кажется, навсегда ушла в историю.
Владимир ДЗАГУТО