|
|
N°156, 31 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Вывели войска? Как будто собачку вывели погулять!»
Генерал-майор в отставке Александр ФУРС служил в ГСВГ/ЗГВ в 1987--1994 годах. Возглавлял отдел информации главного печатного органа ЗГВ газеты "Наследник победы". Автор изданной в 1994 году книги "Советские войска в Германии" делится с "Временем новостей" воспоминаниями о службе там.
-- Помимо работы в газете я занимался историей ГСВГ (Группа советских войск в Германии. -- Ред.) в составе специальной рабочей группы, созданной после начала перестройки по инициативе члена Военного совета ГСВГ генерала Моисеева Николая Андреевича. Поскольку ГСВГ была строго засекречена, в новых условиях открытости выяснилось, что у нее фактически нет письменной истории. Мы выявили множество интересных фактов, например о том, кто нам противостоял. Вы, наверное, не знаете, что у союзников (американцев и британцев. -- Ред.) в конце 40-х -- начале 50-х годов создавались польские и латышские части, военнослужащие которых ранее воевали на стороне нацистов против Красной армии.
-- Каково ваше отношение к выводу наших войск из Германии?
-- Насчет вывода я иронизирую: как будто собачку вывели погулять! Наш уход был поспешным, все делалось быстро и конъюнктурно. Горбачев надеялся, что вывод войск поднимет наш авторитет на Западе, вызовет приток инвестиций. И еще высвободит средства, которые тратятся на содержание войск. В этом подоплека политической игры. Но Горбачев и Шеварднадзе (тогда глава МИД СССР. -- Ред.) даже толком не обговорили финансовые условия ухода за могилами 645 тыс. советских воинов, погибших за освобождение Германии от фашизма. Мы за неполных четыре года вывели группировку в 526 тыс. человек. Это шесть армий, 22 дивизии, носители ядерного оружия. Не говоря об огромном количестве боевой техники. Итог -- военных городков в России построили недостаточно, технику побросали в полях.
А вот американцы сейчас поступят иначе -- растянут вывод 70 тыс. своих войск из Германии на десять лет. А мои знакомые офицеры из вертолетного полка, потом воевавшие в Чечне, три года жили под открытым небом.
-- Финансирование от немцев ведь шло?
-- Под громкие крики о коррупции средства, выделенные ЗГВ, большей частью до нее все равно не дошли. Из 3 млрд марок, которые дали немцы, 2,5 млрд исчезли.
-- Какое настроение было у наших офицеров накануне ухода?
-- Офицерские семьи жили очень тревожно. В ЗГВ около 70% офицеров не имели на родине жилья. Я принадлежал к их числу, за 30 лет службы переезжал 19 раз, и деньги на покупку квартиры мне, тогда полковнику, пришлось занимать. У наших офицеров было что продать. Однако все публикации о торговле чуть ли не танками, на мой взгляд, совершенно несуразны. С 1945 по 1994 год включительно пропало только стрелковое оружие -- всего 83 ствола за полвека. И это в полумиллионной группировке.
-- О торговле военнослужащих ЗГВ с немцами ходят легенды.
-- Единственное, что можно сказать, -- офицеры на самом деле покупали подержанные машины. За что их немцы назвали "санитарами машинного парка ФРГ". Немцу, чтобы сдать автомобиль на свалку, надо заплатить 300 марок, да еще много мороки. Поэтому предпочитали продавать их русским за ту же цену. Конечно, в семье не без урода. Под военный трибунал пошли несколько торговых работников в погонах. Шесть изменников осудили за шпионаж. 200 человек дезертировали. Но бежали и к нам -- около 140 военнослужащих западных войск. Кого из них больше -- американцев, англичан или французов, точно не скажу. Помню, что британцы лидировали по числу дезертиров в Западном Берлине, там их ежегодно проживало по 400 человек.
Беседовал Александр САМОХОТКИН