|
|
N°154, 27 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Момент истины отложен
Причина гибели авиалайнеров будет названа не раньше понедельника
Вчера эксперты и члены госкомиссии не решились огласить хотя бы предварительную версию причин гибели двух пассажирских авиалайнеров - Ту-134 и Ту-154, вылетевших из столичного аэропорта «Домодедово» и одновременно разбившихся вечером во вторник в Тульской и Ростовской областях. Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) с вечера среды начали расшифровку бортовых самописцев, и вчера утром надеялись получить первую достоверную информацию о событиях, происходивших на борту упавших самолетов. Однако, бегло «прослушав» записи речевых «черных ящиков», записывающих внутренние переговоры между членами экипажа, эксперты так и ничего не узнали.
Перед гибелью, вернее - до того, как самописцы перестали работать из-за разрушения лайнеров, пилоты, по предварительным данным, ничего не успели сказать. Также никаких новых результатов не принесло пока и обследование места катастрофы. Члены госкомиссии, спасатели и сотрудники спецслужб уверяли, что никаких улик, явно указывающих на ту или иную причину происшедших катастроф, при обследовании обломков лайнеров и останков погибших людей найти не удалось. В связи с этим от членов госкомиссии по расследованию трагедии, которую по поручению президента Путина возглавил министр транспорта Игорь Левитин, вчера просочилась информация, будто первые выводы о причинах катастроф могут быть оглашены не раньше понедельника-вторника. К этому времени эксперты рассчитывают закончить работу с параметрическими «черными ящиками», фиксировавшими работу всех основных узлов и агрегатов погибших лайнеров. Они, теоретически, должны показать, что же именно привело к падению и разрушению машин. Их расшифровка в силу технических особенностей работы таких самописцев - процесс более сложный и долгий. Кроме того, эти аппараты, найденные на местах обеих катастроф, пострадали сильнее, чем речевые «черные ящики», хотя их записи, по словам экспертов, поддаются восстановлению. В связи с этим вчерашний день работы госкомиссии г-н Левитин, побывавший на месте гибели обоих лайнеров, подытожил опять уже много раз повторявшимися словами: "В настоящее время мы отрабатываем все возможные версии трагедии».
Впрочем, в заявлениях официальных лиц о причинах трагедии вчера все же появилась новая тенденция. Они в своих комментариях впервые начали употреблять среди прочих слова «взрыв» и «теракт», на которые по началу, судя по всему, было наложено некое негласное табу. В течение среды представители спецслужб говорили только о версиях технической неисправности самолетов, ошибках при их обслуживании или заправке перед вылетом из аэропорта «Домодедово». И только уже вечером в среду генпрокурор Владимир Устинов на совещании у президента открыто упомянул версию теракта. А полпред президента в Южном округе Владимир Яковлев недвусмысленно указал на взрыв как на причину катастрофы. «В настоящее время комиссия отрабатывает очень много предположений по факту гибели самолета Ту-154, в том числе возможна версия взрыва самолета на высоте, - сказал он, находясь на месте катастрофы в Ростовской области. - Трагедия произошла настолько быстро, что пилоты практически не сумели среагировать на критическую ситуацию». Как сказал г-н Яковлев, о возможном взрыве на борту Ту-154 свидетельствует и большой - в радиусе нескольких километров - разброс обломков.
Кроме того, г-да Левитин и Яковлев вчера официально подтвердили некоторые факты, ставшие известными неофициально почти сразу, но упорно опровергавшиеся в среду. Так, выяснилось, что экипаж разбившегося под Ростовом-на-Дону Ту-154, выполнявшего рейс в Сочи, в последний момент активизировал кнопку подачи сигнала бедствия. Кроме того, оказалось, что катастрофы двух лайнеров - в небе над Тульской областью и над Ростовской - произошли не «почти одновременно», с разницей в три минуты, а именно одновременно. По уточненным данным МАК, отметка Ту-154, находившегося над Ростовской областью, пропала с радаров слежения в 22.53. Ту-134, находившийся над Ростовской областью, пропал с радаров в 22.54. Учитывая, что Ту-134 - судя по меньшему разлету обломков - разваливался не сразу, а уже ближе к земле, его отметка, скорее всего и оставалась на экране радаров лишние 40-60 секунд. Ту-154 же, как полагают эксперты, развалился на части практически мгновенно, на высоте около 10 тысяч метров. То есть катастрофы произошли практически в один момент. А это, понятно, наводит на самое естественное и логичное объяснение - что в самолетах могли быть заложены бомбы с таймерами, на которых было выставлено одинаковое время.
Кроме того, некоторые эксперты в неофициальных беседах отметили еще одну особенность обеих катастроф. В обоих случаях носовые и хвостовые части фюзеляжей были найдены далеко друг от друга - в Тульской области на расстоянии более 500 метров, в Ростовской - на расстоянии более километра.
Специалисты при этом отметили, что одной из конструктивных особенностей и Ту-154, и Ту-134 является повышенная прочность их фюзеляжей. При испытаниях они выдерживали нагрузки в 3-4 раза, превышающие расчетные, и то, что они «разломились» на большой высоте, тем более находясь в горизонтальном полете - очень необычно. Эксперты также отметили, что, судя по положению обломков, «разламывались» самолеты в задней части фюзеляжей, где, кстати, в обоих самолетов расположены большие багажные отсеки.
Также, по мнению экспертов, в пользу версии о теракте говорит и тот факт, что в обоих случаях пилоты не успели связаться с наземными службами. Такое, как правило, происходит лишь в случае разгерметизации салона, что из-за резкого перепада давления приводит к мгновенной смерти всех людей на «борту». Между тем и Ту-134, и Ту-154 в силу своих конструктивных особенностей даже при отказе всех трех двигателей не падают камнем на землю, а могут планировать - с высоты 10 километров до столкновения с землей у летчиков оставалось как минимум около 10 минут.
Что касается поисковых операций на месте катастроф, то вчера они были уже практически завершены. В Тульской области на месте падения Ту-134 спасатели и следователи обнаружили тела всех погибших пассажиров и членов экипажа. Одновременно выяснилось, что в этой трагедии погибли не 43 человека, как считалось ранее, а 44. По уточненным данным, экипаж лайнера состоял не из 8, а из 9 членов. Таким образом, общее количество жертв трагедий составило 90. В Ростовской области вчера спасателям удалось также найти тела 45 человек из 46 находившихся на борту Ту-154. В районы обеих катастроф вчера прибыли автобусы с родственниками погибших пассажиров и летчиков, и начались процедуры опознания.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону, Алексей ГРИШИН