Уже сегодня утром, как предполагается, может быть объявлена основная версия гибели двух российских пассажирских самолетов, Ту-134 и Ту-154, один за другим вечером во вторник вылетевших из столичного аэропорта Домодедово и почти одновременно взорвавшихся или развалившихся в воздухе в небе над Тульской и Ростовской областями. Впрочем, вернувшийся срочно в Москву Владимир Путин уже принял важное решение, которое косвенно указывает на политический выбор версии. Президент на совещании с руководителями спецслужб в Кремле поручил правительству «безотлагательно» подготовить передачу обеспечения безопасности полетов от служб аэропортов в МВД. Тем самым службам безопасности аэропортов (они частично подчиняются Минтрансу), которые в России всегда отвечали за досмотр пассажиров и их багажа перед посадкой в самолет, как бы теперь отказано в доверии. Правда, вызвано ли это конкретными данными о проколах службы безопасности аэропорта Домодедово или это просто превентивная мера, вчера осталось неясным.
По предварительным данным, в общей сложности в этих двух катастрофах погибли 89 человек: 73 пассажира и 16 членов экипажей. Обломки самолетов и тела погибших в обоих случаях разбросало в радиусе нескольких километров, и в поисковых операциях на месте катастроф уже вчера утром было задействовано более 2 тыс. спасателей, сотрудников спецслужб и бойцов внутренних войск. Уже к полудню им удалось найти все бортовые самописцы разбившихся самолетов, которые срочно были доставлены в Москву в офис Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Осмотрев «черные ящики», эксперты пришли к выводу, что они пригодны для расшифровки. Причем, по неофициальной информации, самописцы Ту-154, разбившегося в Ростовской области, специалисты МАК якобы планировали «прослушать» уже к сегодняшнему утру. Если им удастся это сделать, сегодня должен будет разрешиться главный вопрос -- стали ли эти трагедии результатом спланированных терактов или следствием банальной халатности наземных техслужб. И от ответа на него, без преувеличения, может зависеть дальнейшая политика России -- как внутри страны, так и на международной арене. Если окажется, что оба самолета взорвали чеченские террористы, неизбежно последует резкая реакция -- по действиям федеральных властей в Чечне, по очередному усилению мер безопасности вообще по всей стране, по санкциям властей России к властям стран, так или иначе помогающих или просто общающимся с представителями чеченских сепаратистов и т.д.
Учитывая беспрецедентный характер произошедших катастроф (беспрецедентны они не только с политической точки зрения, но и с сугубо технической -- одновременно в разных концах страны пассажирские самолеты у нас еще никогда не падали), вчера абсолютно все официальные лица, так иначе задействованные в выяснении причин трагедии, хранили гробовое молчание. Отказывались говорить не только о фактической стороне дела -- какие те или иные подозрительные обстоятельства предшествовали авариям, но даже очень неохотно комментировали теоретические моменты по аналогичным авиакатастрофам. Лишь ЦОС ФСБ в течение всего дня упорно, чуть не каждый час, сообщал, что никаких данных о возможном захвате террористами погибших в Тульской и Ростовской областях воздушных судов у следствия нет, а основные «рабочие» версии -- отказ техники, использование некачественного топлива, нарушения правил при заправке или техобслуживании самолетов, а также ошибка пилотирования. Впрочем, судя по всему, это были не более чем гипотетические предположения с учетом «политической необходимости», поскольку до вечера эксперты и власти вчера так и не смогли получить определенного ответа, почему же погибли оба самолета. Президенту Путину, как сообщила его пресс-служба, о ЧП с двумя российскими лайнерами сообщили уже вскоре после полуночи. Уже рано утром он поручил спецслужбам срочно начать расследование, а министру транспорта РФ -- создать госкомиссию по выяснению причин трагедии. Особые спецгруппы были сразу созданы во всех силовых ведомствах -- МВД, ФСБ, Генпрокуратуре и даже Минобороны. В течение всего дня они докладывали президенту, который днем срочно вылетел из Сочи в Москву, о ходе поисковых работ. К вечеру пресс-служба передала слова президента, сказанные им на очередной встрече с г-ном Левитиным: «Рассчитываю на то, что первыми шагами в вашей работе будет безусловное обеспечение информацией о случившемся, объективной и достоверной, и помощь всем, кто в ней нуждается».
Между тем, версия именно о теракте появилась первой и даже без всякой помощи «неофициальных источников» с самого начала выглядела одной из главных. Сам факт того, что два самолета вылетели с разницей в 40 минут из одного аэропорта и исчезли с радаров слежения с разницей всего три минуты, наводил на самое простое объяснение -- что они могли быть взорваны бомбами с часовыми взрывателями. Разница между падением лайнером в три минуты вполне могла быть вызвана тем, что один из самолетов после взрыва развалился в воздухе не сразу. Кроме того, почти тотчас же авиакомпания «Сибирь», который принадлежал погибший под Ростовом-на-Дону Ту-154, открыто объявила, что за минуту до гибели экипаж их самолета подал автоматический радиосигнал бедствия. При этом код этого сигнала свидетельствовал о том, что пилоты использовали соответствующую кнопку так называемого «скрытого» нажатия, которую можно нажать незаметно для посторонних. То есть не исключено, что летчики не воспользовались «открытой» кнопкой -- на приборной панели, поскольку это им кто-то мог не позволять сделать.
Впрочем, многие эксперты полагают, что пока нельзя отбрасывать и сугубо техническую версию. Оба лайнера в аэропорту «Домодедово» обслуживались и заправлялись топливом, скорее всего, одной и той же командой техников в «одном пакете». При этом, возможно, была совершена одна и та же ошибка - не закрыт какой-либо вентиль, не затянута гайка, или в бак автоцистерны попало какое-либо опасное вещество. Впрочем, при этом должно было "совпасть", что самолеты, находившиеся в воздухе разное количество времени, «сломались» опять же одновременно.
"Огороды усыпало остатками багажа»Ту-154 (бортовой номер РА-85556) авиакомпании "Сибирь", летевший рейсом №1047 Москва - Сочи, произвел взлет из московского аэропорта «Домодедово» в 21.35 минут. Он должен был произвести посадку в аэропорту Сочи через два часа, в 23.30. Ту-134 авиакомпании «Волга-авиаэкспресс», бортовой номер РА-65086, вылетел в 22.15 минут из того же аэропорта по маршруту Москва -- Волгоград. Оба лайнера, несмотря на разгар курортного сезона, были заполнены лишь наполовину, и оба поднялись в воздух с незначительной задержкой. В администрации аэропорта Домодедово сообщили, что волгоградский рейс задержался с отправлением на 15 минут из-за неявки одного из пассажиров, чей багаж уже находился на борту (впрочем, всего в салон не пришли шестеро зарегистрировавшихся пассажиров). Заминка была связана с тем, что багаж пришлось снимать с самолета. А задержку сочинского рейса (по российским меркам, впрочем, совсем незначительную) администрация аэропорта объяснила тем, что наземные службы обеспечения не успели вовремя снабдить борт достаточным количеством воды и пищи для пассажиров. Больше никаких эксцессов с обоими «бортами» до самого последнего момента не происходило. Ту-154, заняв коридор на высоте около 10 тыс метров, к моменту аварии находился чуть северо-восточнее Ростова-на-Дону. Ту-134 во время катастрофы только производил набор высоты, находясь немного восточнее Тулы.
В 22.56 диспетчер Московского центра автоматизированного управления воздушным движения, «ведший» направлявшийся в Волгоград Ту-134, зафиксировал, что отметка «борта 65086» неожиданно пропала с радара слежения. Диспетчер попытался связаться с экипажем, но безуспешно. Сообщение о ЧП тут же было отправлено по инстанциям чрезвычайных служб, однако пока оно только передавалось, чрезвычайная ситуация сложилась уже в расположенном в Ростове-на-Дону Северокавказском центре управления воздушным движением. От находившегося в его зоне ответственности Ту-154 в 22.58 поступил автоматический сигнал бедствия. Что случилось на борту лайнера, было не ясно - экипаж на связь не выходил, а только нажал кнопку, включающую радиопередатчик на определенной аварийной частоте, означающей возникновение нештатной ситуации. Диспетчер попытался вызвать экипаж, но ответа не последовало и почти сразу, меньше чем через минуту - в 22.59 - отметка «борта 85556» также пропала с радара слежения.
О том, что Ту-134 потерпел именно катастрофу, выяснилось меньше чем через полчаса - часть обломков самолета рассыпалась над одной из деревень Кимовского района Тульской области, и сразу последовали телефонные звонки от местных жителей. Поселок Бучалки, ставший местом гибели девяти членов экипажа и 35 пассажиров рейса Москва-Волгоград, - это восточная оконечность Тульской области, граничащая с Рязанской. Совсем рядом - ковыльная степь исторического и природного заповедника «Куликово поле». Одна из жительниц Бучалок, дом которой стоит совсем рядом с местом трагедии, рассказала: «Я услышала жуткий грохот. У нас четыре дня дожди, и я было подумала, что это очередная гроза. Выбежала во двор снять белье, и тут уши заложило: какие-то хлопки, скрежет. Стекла в доме задрожали. Буквально над головой пронеслось что-то большое и упало -- метров 200 от моего дома. Зашумели летящие с неба какие-то обрывки, пакеты. Все огороды усыпало остатками багажа».
Жители Бучалок вызвали спасателей, но первыми приехали милиционеры. Место падения самолета оцепили. На поле лежал фюзеляж, метрах в пятистах - задняя часть самолета. С помощью подъехавшего через несколько часов подъемного крана и гидравлического инструмента спасатели извлекали из груды покореженного металла то, что осталось от пассажиров и экипажа. Один из вертолетов МЧС доставил пакеты, в которые упаковывались останки.
Руководил операцией под Тулой начальник регионального центра МЧС генерал-майор Геннадий Скучков. Только сотрудников МЧС было задействовано более 250, а кроме них -- 450 сотрудников МВД, в том числе солдаты дивизии внутренних войск, два десятка следователей прокуратуры, врачи медицины катастроф, сотрудники ФСБ. В местной школе был создан оперативный штаб, обеспеченный прямой правительственной связью, работала «горячая линия» для родственников погибших. Из Волгограда приехали рефрижератор, машины сопровождения, автобусы с родными и близкими пострадавших. Для них забронировали места в двух гостиницах города Новомосковска и Узловой.
Вчера на месте катастрофы самолета Ту-134 в Тульской области поисковая операция была завершена. Были найдены тела 43 находившихся на борту человек - 35 пассажиров и восемь членов экипажа. Сегодня на месте происшествия продолжат работу лишь специалисты, занимающиеся поиском и исследованием обломков.
Разбросало по двум районамЧто именно случилось с Ту-154, ростовским спасателям удалось достоверно выяснить только с рассветом. Поиски в районе, где предположительно пропал лайнер, начались почти сразу, но за первые несколько часов удалось только примерно очертить район падения обломков - по сообщениям местных жителей, слышавших какой-то грохот, и разрозненным очагам небольших пожаров.
Между тем к 11 часам вечера, когда информация о гибели только проверялась, в аэропорт Сочи приехали люди, которые встречали именно этот рейс из Москвы. В аэропорту все они узнали страшную новость о катастрофе. Сначала это были не подтвержденные официально сообщения СМИ. Когда они прозвучали, всех встречающих рейс 1047 пригласили в зал VIP, где они ждали других сообщений, и надеялись на чудо. Официально подтвержденная информация о гибели лайнера пришла в аэропорт по каналам Минтранса только к 8 часам утра. Ее получил и озвучил перед журналистами и.о. гендиректора аэропорта «Сочи» Игорь Моисеенко. Сообщалось, что катастрофа Ту-154 авиакомпании «Сибирь» произошла в 22 часа 59 минут. А спустя два часа г-н Моисеенко сделал еще одно сообщение: получена информация, что в 8 часов 25 минут в Ростовской области, в районе города Миллерово, у хутора Глубокий обнаружены обломки самолета. Тогда Игорь Моисеенко рассказал, что по полученным им данным, найдены хвостовая и передняя части фюзеляжа, причем с креслами пассажиров, и что, судя по всему, самолет разрушился еще в воздухе.
С 8 утра к встречавшим рейс никого больше не допускали. С ними работали специально прибывшие в аэропорт врачи и психологи. В аэропорту был создан штаб, в который стекается вся информация, касающаяся произошедшей катастрофы. В этом же штабе заработал телефон «горячей линии», позвонив по которому, родственники и близкие пассажиров, находившихся на борту разбившегося Ту-154, могут получить справочную информацию. Номер этого телефона (8622) 44-26-49.
На момент подготовки этой публикации в администрации Сочи с уверенностью говорили о том, что на борту разбившегося Ту-154 были 7 жителей города-курорта. Известны их фамилии, известны адреса. Но список погибших сочинцев еще будет уточняться. Например, в него не внесен Сергей Николаевич Кузнецов, директор сочинского санатория имени Мориса Тореза, который точно летел этим рейсом, возвращался из командировки в Москву. Он, как выяснилось, не был в Сочи прописан, и считается жителем Московской области.
Обломки самолета "Ту-154" в Ростовской области вчера искали на территории сразу двух районов: Каменского и Тарасовского - настолько большим оказался радиус разброса частей лайнера. На месте трагедии в поисковых работах участвовали более тысячи человек. Правда, тела погибших вчера удалось обнаружить только в районе хутора Крутые Горки и Зеленовка. Оперативный штаб администрации Ростовской области сообщил, что по состоянию на 17.30 обнаружено уже 12 тел погибших и 14 больших фрагментов самолета, в том числе часть фюзеляжа с 14 иллюминаторами. И самое главное - все три самописца.
Неофициально говорилось о том, что останки человеческих тел будут свозить в морг близлежащего города Каменск-Шахтинский. Однако в оперативном штабе администрации Ростовской области заявили, что по состоянию на 17.00 среды тела погибших с места происшествия никуда не эвакуировали. «Родственников погибших встречают на посту ГАИ на въезде в Каменск-Шахтинский, -- сообщили в штабе, -- и уже дальше сопровождают. Возможно, некоторым из них предстоит участвовать в опознании останков погибших, однако сама процедура опознания начнется только в четверг. При этом нет никаких гарантий, что к этому времени удастся обнаружить тела всех погибших».
Между тем, на месте происшествия вчера сотни людей с собаками прочесывали территорию в 25 квадратных километров. День выдался необыкновенно пасмурным, темнеть начало раньше обычного, однако, несмотря на сгущавшиеся тучи, дождя так и не случилось.
Все версии возможныУже через несколько часов после катастрофы самолетов было выдвинуто не менее десятка версий, в том числе фантастических. Таких, например, как столкновение с метеоритом или множеством его обломков. Большинство серьезных экспертов сходятся на том, что авиалайнеры погибли от взрывов - за это говорит большой разброс фрагментов на земле. Однако «обычное» взрывное устройство, как считают некоторые специалисты, не привело бы к такому -- на многие километры -- разбросу фрагментов, поэтому, делает заключение один из собеседников «Времени новостей», взрыв был объемным. Для этого террористы могли распылить в салоне легковоспламеняющуюся летучую жидкость, после чего изложить условия экипажу. В этот момент, вероятно, пилоты и сигнализировали о захвате воздушного судна. Не получив согласия, взрыв могли инициировать сами террористы. Причиной могла быть случайная искра, щелчок зажигалки.
Взрыв мог быть и внешним, как при трагедии летящего из Израиля в Новосибирск самолета, сбитого ракетой украинского комплекса ПВО С-200. Тогда украинская сторона смогла несколько месяцев скрывать истинную причину катастрофы, хотя информация с американского спутника в первые же сутки расставила все акценты - лайнер был сбит ракетой. Российские военные уже в ближайшее время должны предоставить сведения, были ли во время падения самолетов несанкционированные пуски каких-либо ракет из воинских частей, дислоцированных в указанных районах. Кроме того, уверены специалисты, необходимо изучить информацию с разведывательных спутников, которая может многое дать для установления истинных причин случившегося.
Впрочем, некоторые эксперты все же полагают, что такой большой разброс частей самолетов все же мог произойти и при взрыве небольшой бомбы, находившейся как в салоне, так и в багажном отделении. При резкой разгерметизации на большой высоте фюзеляж могло просто разорвать на части, к тому же, «взрывной» эффект могли добавить работающие турбины двигателей, части которых при аварии разлетаются подобно осколкам снаряда.
Другая часть экспертов говорит, что все было намного прозаичней, «без шпионских штучек». В 1990 году на «Боинге-747», летевшем из Нью-Йорка в Париж, от искры взорвались пары топлива, поскольку была неисправной вентиляция. Три года назад на Ту-154, летевшим из Краснодара в Новосибирск, поочередно отказали все три двигателя. Как позже выяснили, цистерна топливозаправщика была покрашена изнутри «не той» краской, сделавшей топливо некондиционным. Но в этом случае самолет благополучно спланировал и сел «на брюхо». Никто не пострадал. В последней трагедии возможности для планирования, как видно, не оставалось.
Специалисты по расследованию авиакатастроф объясняют молчание экипажей не только взрывом, но и элементарным «сваливанием» -- когда самолет уходит в штопор и пилоты, пытаясь спасти ситуацию, просто не имеют сил, времени и нервов спокойно связаться с «землей». Они припоминают: в 1994 году экипаж А-310 и в 2002 году пилоты Ту-154 не успели ничего сказать в эфир до столкновения с землей, хотя сохранилась запись экспрессивных разговоров по самолетному (внутреннему) переговорному устройству.
В пресс-службе аэропорта Домодедово вчера версию о возможной ошибке или чьей-то халатности при осблуживании погибших самолетов перед вылетом категорически опровергли. Там заявили, что перед взлетом оба самолета прошли необходимый технический контроль и по всем показателям были допущены к полету. При этом эксперты отметили, что оба борта хоть и могут считаться ветеранами отечественной авиации, но за многолетнюю эксплуатацию еще не выработали свой ресурс. Погибший под Тулой Ту-134 впервые поднялся в небо в сентябре 1977 года. За это время он не налетал и 30 тыс. часов (из более чем 35 тыс. часов, положенных по техническому регламенту). Последний капремонт борт проходил в Минске в 1996 году. Ту-154 находился в эксплуатации с 1982 года. Общий налет --менее 31 тыс. часов при ресурсе в 37 тысяч, последний ремонт прошел в 1992 году.
ВАШЕ МНЕНИЕ