|
|
N°147, 18 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кресло в центре подковы
Россия председательствует в Совбезе ООН
В августе России выпала роль председателя в Совете Безопасности ООН. Как раз перед этим в Нью-Йорк прибыл новый постоянный представитель России при ООН и в Совбезе ООН Андрей ДЕНИСОВ, до недавнего времени занимавший пост заместителя министра иностранных дел. В интервью «Времени новостей» высокопоставленный дипломат рассказал о задачах, которые ныне обсуждаются и решаются на заседаниях Совбеза ООН.
-- Что означает председательство в Совбезе -- это действенный инструмент мировой политики или лишняя головная боль и бюрократические процедуры?
-- Головная боль присутствует -- груз забот достаточно весом. До нас дошла очередь по ротации, и мы с 1 августа на месяц взяли на себя эту ношу. Председательство в Совбезе -- это почетная обязанность и очень ответственная функция. Под этим углом я и рассматриваю председательство России и свою роль как постоянного представителя РФ при ООН и в СБ ООН, которому на весь август доверено председательское кресло.
-- Как выглядит эта ротация председателей?
-- В соответствии с графиком очередности в алфавитном порядке все страны -- члены совета перемещаются за подковообразным столом в зале заседаний Совбеза ООН. Сейчас мы сидим в центре этой подковы, а потом, когда в сентябре нас сменит Испания, будем смещаться в правую сторону от председателя.
-- А в чем состоит ответственность?
-- Председатель Совбеза организует его работу -- готовит заседания, брифинги, распространяет документы и т.д., а главное -- содействует достижению согласия между членами Совета по острым вопросам мировой политики. ООН летом не отдыхает. В повестке нашего председательства стоят такие серьезные вопросы, как положение в Косово, Ираке и Афганистане, выполнение соответствующих резолюций СБ ООН. Есть проблемы предельно обострившиеся, например Судан, где острый внутренний конфликт в провинции Дарфур привел к тяжелым гуманитарным последствиям.
-- Не вызвано ли обострение внимания западных стран к проблеме Дарфура их интересом к крупным урановым и нефтяным запасам Судана? США говорят о санкциях, звучала критика и в адрес России за поставку в Судан 12 истребителей МиГ-29.
-- В случае Дарфура явной экономической подоплеки я не вижу. Речь идет о гуманитарном кризисе высокого накала, о волне насилия, об изгнании масс людей с мест постоянного проживания, об угрозе гуманитарной катастрофы, связанной с нехваткой воды и продовольствия. Этим и обусловлено внимание ООН к Дарфурскому кризису. Что касается поставок Хартуму российских истребителей, то речь идет о выполнении контракта, подписанного еще в 2001 году на основании соглашения с правительством страны. Санкций СБ ООН на поставки военной техники в отношении Судана не существует. Никакой увязки между событиями в Дарфуре и нашими поставками нет и быть не может. Этот вопрос и не обсуждается.
-- Может ли Россия как страна-председатель продавить в Совбезе наиболее актуальные, с ее точки зрения, проблемы?
-- «Продавить» не очень хорошее слово. Мы вырабатываем взаимосогласованные позиции, а в идеале, конечно, стараемся достичь консенсуса. Это масштабная задача, которая выходит за рамки нашего месячного председательства в Совбезе. При этом мы ни на секунду не забываем о наших национальных интересах, о принципиальных позициях России по рассматриваемым вопросам. Но исполнение обязанностей председателя Совбеза дает возможность полнее изложить и аргументировать наши позиции.
-- Что нам дает нынешнее председательство России в Контртеррористическом комитете (КТК) Совбеза?
-- КТК -- вспомогательный орган СБ ООН для организации работы на антитеррористическом направлении. В него входят все те же члены Совбеза. Работа основана на резолюции ООН №1373, принятой осенью 2001 года после трагедии в Нью-Йорке. КТК должен не только контролировать, но и содействовать государствам -- членам ООН в области практического выполнения этой резолюции. Например, в усилении пограничного контроля, пресечении финансовых потоков терроризма. Если какая-то страна сталкивается с трудностями, вплоть до нехватки средств на эту работу, она обращается в ООН. На время председательства России выпало рассмотрение очередного плана действий на антитеррористическом направлении на трехмесячный период и формирование нового постоянно действующего вспомогательного органа -- Контртеррористического исполнительного директората для экспертной поддержки деятельности КТК.
-- Будет ли обсуждаться в КТК проблема двойных стандартов в борьбе с терроризмом? Например, дело одного из лидеров чеченских сепаратистов Ильяса Ахмадова, получившего убежище в США?
-- Конкретными акциями и личностями КТК не занимается. В случае с Ахмадовым применение двойных стандартов налицо. Решение судебных властей США не может не вызвать сожаления, недоумения и осуждения с нашей стороны. Но это вопрос наших двусторонних отношений с США.
-- Что делает Комитет СБ ООН по санкциям в отношении «Аль-Каиды», движения "Талибан" и связанных с ними лиц и организаций в контексте российской борьбы с терроризмом?
-- После разгрома режима «Талибан» в Афганистане вскрылись тесные связи талибов и «Аль-Каиды» с чеченским отрядом международного терроризма. В конце сентября или в начале октября будет рассмотрен доклад о работе комитета по антиталибским санкциям. 25 августа у нас состоится открытое заседание по Афганистану.
-- В августе состоялось заседание СБ ООН по проблеме сербского края Косово. Находит ли поддержку стремление косовских албанцев создать собственное государство?
-- У меня не сложилось впечатления, что косовских албанцев кто-то поддерживает. У ООН есть формула решения этой проблемы -- сначала стандарты демократического уклада, а затем решение вопроса будущего статуса Косово. Стандарты на первом месте. Решение этой сложной задачи не лежит на поверхности. Но это не первый трудный конфликт, который распутывает международное сообщество.
-- Есть еще и ближневосточный конфликт, где Россию нередко упрекают в односторонних симпатиях к палестинской стороне...
-- Российскую политику на этом направлении можно называть пропалестинской лишь в плане нашей нацеленности на справедливое решение палестинского вопроса. Но мы тут не одиноки. Итоги недавних голосований показывают, что абсолютное большинство государств -- членов ООН стоит на той же позиции. России хотелось бы видеть вокруг этого острого и больного вопроса поменьше политической риторики и побольше стремления искать практические развязки.
-- Нужно ли реформировать Совбез?
-- Эта задача назрела. Главное в реформе -- обеспечить более широкое представительство государств в Совбезе. Но обязательное условие при этом -- сохранение эффективности работы СБ ООН, по принципу «не навреди». Решения возможны лишь на базе максимально широкого согласия. Пока этого нет. Но над этим активно работает созданная Генсеком ООН «группа мудрецов». От России в нее включен Евгений Максимович Примаков. Подождем их рекомендаций.
-- Обсуждается ли вопрос об увеличении числа стран, имеющих право вето при голосовании в Совбезе?
-- Право вето -- неотъемлемый элемент деятельности СБ ООН. Его нужно оберегать от скороспелых, политизированных решений. С необходимостью увеличения числа постоянных членов Совбеза более или менее согласна значительная часть участников дискуссии. Вопрос в том, что среди государств -- членов ООН пока нет единства мнений о том, за счет каких стран произойдет расширение. Но оно не связано с наделением правом вето. Расклад сил по этому вопросу станет яснее по мере достижения согласия относительно пополнения числа членов совета.
-- Есть ли в ооновской работе что-то необычное, способное удивить даже опытного дипломата?
-- Прошлый дипломатический опыт, безусловно, помогает. Кроме двусторонней дипломатии есть дипломатия многосторонняя, когда необходимо искать равнодействующую между позициями широкого круга стран. ООН -- это высшая форма многосторонней дипломатии. Это большая дипломатическая школа, в которой можно учиться всю жизнь. Из трудностей отмечу огромное количество разного рода аббревиатур и номеров резолюций, которые работающие здесь знают назубок. Мне же всякий раз приходится смотреть в справочники. Но я уже выучил довольно много.
Беседовала Катерина ЛАБЕЦКАЯ