Корпорация Toyota вчера опровергла информацию о планах открыть сборочное производство в России. Как известно, в минувшую субботу ведущая японская экономическая газета Nihon Keizai Shimbun сообщила: Toyota создаст в нашей стране в 2008 году сборочное производство мощностью до 15 тыс. автомобилей Corolla и Camry в год и потратит на это почти 100 млн долларов.
Представители Toyota вчера заявили агентству РБК, что «концерн не только не принял окончательное решение об организации сборочного производства в России, но и не определил модели и объем инвестиций, необходимых для создания такого предприятия». Поскольку создание сборочного предприятия -- длительный процесс, Toyota, по словам представителей концерна, к 2008 году не построит в России завод. Тем не менее в пресс-службе компании подтвердили, что «постоянно следят за ситуацией на рынке России».
Впрочем, в Toyota «следят за ситуацией» очень давно, а японские СМИ на фоне роста продаж концерна на российском рынке (вдвое в 2002 году и втрое в 2003-м) регулярно сообщают о том, что в течение ближайших лет в России будет организована сборка. Руководство концерна в витиеватой форме регулярно
опровергает это.
Не исключено, что подобная политика является частью переговорного процесса и призвана стимулировать нетерпение российских властей. Последние, кстати, подобно японским СМИ зачастую опережают события. Недавно глава Минэкономики Герман Греф заявил журналистам, что в Россию уже в этом году придут два иностранных автоконцерна и еще два -- в следующем.
«Решение об организации сборки в России японцы будут принимать еще достаточно длительное время», -- считает вице-президент «Атона» Александр Агибалов. Затягивая процесс, Toyota добивается от российских властей предоставления всевозможных (преимущественно налоговых) льгот. В России каждый проект по автосборке в отсутствие общих правил оговаривается отдельно, что создает дополнительные бюрократические препоны. «Пока японцы не добьются от правительства наиболее выгодных для себя условий, они не станут говорить (публично. --
Ред.) о своих планах», -- говорит г-н Агибалов. Россия, полагает он, могла бы последовать примеру Украины, где объем производства автомобилей за прошлый год увеличился вдвое только потому, что правительство приняло меры, стимулирующие иностранных поставщиков локализовать производство: помимо ограничений на ввоз российских машин и подержанных иномарок, освободило автосборщиков при определенном уровне инвестиций от уплаты НДС. «При нынешних высоких ценах на нефть мы можем себе это позволить», -- считает вице-президент «Атона».
Очевидно, что Toyota также смущает неразвитость в России рынка качественных комплектующих. А чиновники пока только обещают принять меры, стимулирующие поставщиков автокомпонентов.
В конечном итоге, считает Александр Агибалов, Toyota все же придет в Россию. Правда, названный Nihon Keizai объем планируемого производства -- 15 тыс. автомобилей в год -- эксперт счел неправдоподобным, поскольку в этом случае срок окупаемости проекта составит более 20 лет. К тому же по итогам нынешнего года Toyota ожидает продать в России 40 тыс. автомобилей (вместо прогнозировавшихся 30 тыс.), так что при стабильном развитии рынка мощности сборочного предприятия, по расчетам эксперта, должны быть как минимум 50 тыс. авто в год. А вот названные Nihon Keizai потенциальные площадки для завода Toyota -- Нижний Новгород и Московская область -- Александр Агибалов считает наиболее вероятными для организации отверточного производства: здесь высокая концентрация рабочей силы и развитая логистика.
Вчера же стало известно, что полпред президента в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко в сентябре намерен посетить Токио и встретиться с главой Toyota Хироси Окуда. В пресс-службе полпреда сообщили, что «Нижегородской области контакты с Toyota очень важны, так как компания является локомотивом японской промышленности, и гипотетически за нею могут прийти другие производства». По словам пресс-секретаря полпреда Сергея Новикова, г-н Кириенко и Хироси Окуда обсудят вопросы политических и экономических гарантий для инвесторов, приходящих в ПФО.
Напомним, что г-н Кириенко уже приезжал в Японию с подобными целями в августе прошлого года, после чего осенью с ответным визитом Россию посетил г-н Окуда. Вчера представители концерна в очередной раз сказали «Времени новостей», что целью визита делегации Toyota, несмотря на посещение Ульяновского и Горьковского автозаводов (расположены в ПФО), было общее знакомство со страной. Однако Сергей Новиков рассказал вчера Интерфаксу-Поволжье, что во время осеннего визита г-н Окуда «ознакомился с предприятиями по производству комплектующих для автопрома, а также обсудил с г-ном Кириенко гарантии сохранения инвестиций и оказания поддержки органов госвласти в случае принятия решения о вложении средств в развитие производства в регионе».