Время новостей
     N°146, 17 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.08.2004
Армия Иванова
Министр обороны стал единоличным начальником отраслевого ведомства
Вчера президент России Владимир Путин отправился отдыхать в Сочи, но перед отлетом успел подписать указ "Вопросы Министерства обороны РФ". Этот документ подводит итог бюрократической части армейской реформы -- Министерство обороны становится полноценным отраслевым ведомством, чего и добивался министр Сергей Иванов.

Генеральному штабу, который де-факто не подчинялся министру и в чьем ведении при этом находились хозяйственные и кадровые подразделения, уготована участь некоего аналитического центра при министерстве. Именно из-за несогласия с урезанием "идеологической" и хозяйственной функций Генштаба в июле подал в отставку его бывший глава Анатолий Квашнин, считавшийся главным соперником Сергея Иванова в борьбе за реальный контроль над процессом армейского строительства.

Серьезного сокращения штатов военному ведомству удалось избежать. Хотя раньше у министра обороны было десять заместителей, а по новой структуре останется всего четыре (из них два -- первые заместители), Сергей Иванов вчера сообщил, что лишившиеся постов замы возглавят новые службы. Служб четыре -- по обустройству и расквартированию, финансовая служба, кадровая служба и служба по воспитательной работе. Причем, по словам Сергея Иванова, начальники служб будут пользоваться правами заместителей министра. Таким образом, полномочия замов сохранят восемь военачальников. Что касается непосредственно заместителей министра, то одним из первых замов по должности автоматически становится начальник Генштаба (сейчас этот пост занимает Юрий Балуевский), а "простыми" замами будут начальник по тылу и начальник по вооружениям.

Впервые указом президента официально утверждена численность центрального аппарата Министерства обороны -- 10 350 человек. До сих пор численность основных структур министерства составляла около 11 тыс. человек, но центральным аппаратом эти люди считались "по умолчанию". Как пояснил министр обороны, численность центрального аппарата -- это менее 0,5% всей штатной численности министерства, с учетом военных и гражданских лиц. Общая численность Вооруженных сил -- около 1,2 млн человек. Центральный аппарат составят управления Минобороны и Генштаба, главкоматы и главные штабы видов вооруженных сил и штабы родов вооруженных сил.

Комментируя указ президента, Сергей Иванов пообещал: "Мы будем внимательно следить за тем, чтобы центральный аппарат не разрастался и выполнял свойственные ему функции".

Министр подтвердил, что у Генштаба отнимут хозяйственные и кадровые подразделения. Так что осваивать рекордный военный бюджет 2005 года (в конце минувшей недели министр финансов Алексей Кудрин заявил, что его увеличат на 40% по сравнению с первоначальными проектировками) будет непосредственно министерство. При этом, по словам г-на Иванова, "президент сохранил роль Генштаба как координатора развития и строительства всей военной организации России, а не только Министерства обороны".

Впрочем, это скорее дипломатичная формулировка, не более того. Ясно, что если реальный контроль над финансовыми потоками и вся кадровая политика сосредоточатся в руках министра обороны, то Генштаб будет координировать и строить армию исключительно по министерским лекалам. Кстати, президентский указ разрешает министру обороны иметь собственный аппарат. И нынешний министр этим правом воспользуется. По словам Сергея Иванова, аппарат будет снабжать его информацией, а также давать финансовую и политическую основу для принятия решений. При такой структуре Минобороны личный аппарат министра фактически может стать дублером Генштаба даже при выработке стратегии развития армии -- то есть взять на себя часть и без того урезанных функций штабистов.

На то, чтобы привести Министерство обороны в соответствие с новой структурой, указ дает три месяца. Таким образом, к концу нынешнего года министерство должно перегруппировать свои ряды, чтобы уже в 2005 году начать реализовывать новую модель управления армией, в которой министру обороны, по сути, отводится роль главного стратега, главного тактика и главного менеджера.

Иван ГОРДЕЕВ
//  читайте тему  //  Административная реформа