|
|
N°146, 17 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Судьба проректора
Бывший глава МГОУ не хочет возвращаться в российскую тюрьму
Полиция Германии на днях отпустила до суда по вопросу об экстрадиции в Россию бывшего ректора Московского государственного открытого университета (МГОУ), бывшего сотрудника администрации президента РФ Владимира Бейлина. На родине он обвиняется в организации преступного сообщества и неоднократном получении взяток. По версии следствия, г-н Бейлин ввел в нескольких филиалах университета систему поборов со студентов. В прошлом году его арестовали, но потом отпустили под подписку о невыезде. После этого г-н Бейлин уехал в Германию, где попросил убежища.
Московский государственный открытый университет был создан в 1992 году на базе Всесоюзного заочного политехнического института. Ректором МГОУ стал Владимир Бейлин. Впрочем, занимал он этот пост недолго. Вскоре в отношении него прокуратура Бабушкинского района Москвы возбудила уголовное дело по двум статьям еще «старого» УК РСФСР -- нарушение прав профсоюзов и нарушение законодательства о труде. Как подозревали следователи, г-н Бейлин распорядился перечислять все сборы по профсоюзной линии не местной организации, а другим структурам. Также он якобы незаконно уволил одного сотрудника. Сам г-н Бейлин заявил нам, что пострадал тогда из-за своих связей с опальным Верховным советом: «Дело в том, что я дружен с Русланом Хасбулатовым, его сын Омар учился у нас в МГОУ. Когда в октябре 1993 года Верховный совет был расстрелян, а его председателя Хасбулатова арестовали, меня вызывал полковник госбезопасности. Он спрашивал, кто оплачивал учебу сына Хасбулатова, почему университет оформлял документы о выезде Омара в США, на какие средства финансируется МГОУ и т.д. Кстати, потом ко мне из экс-КГБ приезжали и по поводу Виктора Черномырдина. Он же тоже закончил наш университет, а потом пошли разговоры, что председатель правительства не знает экономики. У нас хотели изъять личное дело Черномырдина (там оценки -- одни трояки), но так его и не нашли -- из архива дело куда-то пропало. Если возвращаться к 1993 году, то этот полковник пообещал мне большие неприятности. А надуманное уголовное дело все разрасталось. В результате я взял долгосрочный отпуск и уехал в США».
Тогда г-на Бейлина первый раз объявили в розыск, а сам он лишился поста ректора. В 1994 году дело против него было закрыто по амнистии. В результате Бейлин вернулся в МГОУ на должность проректора, но сразу был откомандирован в администрацию президента РФ. «Туда меня пригласил руководитель администрации Сергей Филатов (мы были знакомы по Верховному совету), -- рассказал нам г-н Бейлин. -- Официально я числился главным специалистом управления по связям с палатами Федерального собрания, общественными организациями и религиозными конфессиями, хотя реально должен был заниматься созданием Российской партии социальной демократии. В 1996 году я решил вернуться в МГОУ». Однако из университета Бейлин к тому моменту оказался уже уволен в связи с сокращением поста проректора. Ученый сумел по суду добиться восстановления в должности. А в конце прошлого года против него возбудили еще одно уголовное дело. Об этом расследовании на недавней пресс-конференции подробно рассказывал замначальника Следственного комитета (СК) при МВД РФ Сергей Манахов. По его словам, Бейлин «создал две преступные группы», которые возглавили профессор Александр Горбунов и доцент Михаил Быховский. Как считают в СК, ученые изготавливали дипломные работы для студентов Ноябрьского (Ямало-Ненецкий автономный округ) филиала университета (каждая стоила не менее 1000 долларов), а Бейлин за половину цены допускал таких учащихся к защите, а также ходатайствовал за них перед Государственной аттестационной комиссией.
«В ноябре прошлого года меня прямо из Первой градской больницы Москвы увезли в СИЗО Ноябрьска, где предъявили обвинения в получении взяток. Там состоялась очная ставка с Быховским, которого арестовали, когда студентка передавала ему помеченные купюры. Он заявлял, что половина от сумм взяток предназначалась мне. Но это полная ложь. Такие показания Быховский дал под нажимом следствия». В результате Бейлина вначале отпустили под подписку о невыезде, но потом вновь задержали. На этот раз по обвинению в организации преступного сообщества, занимавшегося поборами со студентов. Правда, суд выбрал для него меру пресечения в виде подписки о невыезде. «Я вернулся в Москву, лег в больницу и одновременно подал заявление в посольство Германии о предоставлении мне убежища по национальным признакам. Я еврей. Потом улетел в Амстердам, а оттуда в Германию, где учится мой сын». После этого г-на Бейлина снова объявили в международный розыск. «6 июля ко мне пришли представители криминальной полиции Германии и арестовали меня по запросу из России. В тюрьме я провел больше трех недель, но потом суд согласился отпустить меня на свободу до решения вопроса об экстрадиции. Я очень рассчитываю, что меня не выдадут России».
Александр ШВАРЕВ