|
|
N°143, 12 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Молдавский меловой круг
Российские и европейские дипломаты уехали ни с чем
В начале этой недели попытку охладить политические страсти в Молдавии одновременно предприняли представители как Евросоюза, так и России. Делегация из Брюсселя во главе с директором секретариата совета ЕС Робертом Купером была откомандирована по личной просьбе верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Хавьера Соланы. Со своей стороны в помощь послу по особым поручениям Валерию Нестерушкину, уже задействованному в переговорном процессе, российский МИД направил своего спецпредставителя Игоря Савольского.
В конце июля Кишинев подчеркнуто резко отреагировал на решение Тирасполя закрыть четыре из шести школ с румынским языком обучения. С 1 августа молдавские власти блокировали внешнеэкономическую деятельность предприятий Приднестровья. В ответ приднестровцы перекрыли железную дорогу и приостановили подачу электроэнергии в молдавские населенные пункты. Потом бетонные блоки с путей все-таки убрали, но идея рельсовой блокады стала навязчивой для обеих сторон. Вчера руководитель государственных Молдавских железных дорог Мирон Гагауз заявил, что Кишинев может по собственной инициативе приостановить движение поездов через Приднестровье. Он объяснил это неприятием действий Тирасполя по созданию собственного госпредприятия «Приднестровская железная дорога».
Вчера же Украина запретила транзит и экспорт товаров через таможенные пункты, расположенные на приднестровском участке украинско-молдавской границы. Одновременно тираспольский министр иностранных дел Валерий Лицкай призвал Киев направить в Приднестровье «как минимум роту миротворцев» и ввести экономические санкции против Кишинева. По его словам, молдавские власти ввели экономические санкции для того, чтобы "не допустить приватизации собственности Приднестровья, на которую они рассчитывают".
Лидер Приднестровья Игорь Смирнов на встрече с делегацией ЕС заявил, что преподавание на основе латинской графики не является препятствием для деятельности румынских школ. Они смогут продолжить работу при условии соблюдения приднестровского законодательства об образовании и после прохождения официальной регистрации (две школы из шести уже зарегистрировались). Проблема, однако, в том, что педагоги «румынских» школ хотят вести преподавание по программам Молдавии, которые принципиально отличаются от приднестровских. Тирасполь же демонстративно заявил о готовности вести консультации по школьной проблеме через голову Кишинева непосредственно со страной «языка обучения» -- Румынией.
Дипломатам не удалось расчистить завалы угроз, звучавших с обеих сторон. Кишинев говорит о возможном выходе из традиционного пятистороннего формата переговоров и пересмотре всей схемы местного миротворчества. Тирасполь грозит утвердить независимый статус Приднестровья через референдум. Реализация этих планов похоронила бы сложившийся 12 лет назад переговорный механизм, попутно исключив из него Россию. По мнению ряда наблюдателей, шумная суета со школами и блокадами была затеяна именно ради этого.
Как заявил «ВН» посетивший Молдавию дипломат Игорь Савольский, в беседах с российскими представителями никто не ставил под сомнение желательность и необходимость нынешней миротворческой операции. Предупреждения же Тирасполя о возможном обретении независимого статуса г-н Савольский списал на нервозность обстановки. По его словам, проведенные встречи с приднестровским руководством позволяют надеяться на то, что «школьная проблема» все же будет решена.
Павел ЛУКЬЯНЧЕНКО, Кишинев, Дарья СМОЛЕНСКАЯ