|
|
N°142, 11 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Гамбургский счет к террористу
Процесс над соучастником трагедии 11 сентября на грани развала
В Верховном земельном суде Гамбурга вчера возобновились слушания по делу Мунира аль-Мутассадика. Генпрокуратура повторно предъявила 30-летнему выходцу из Марокко обвинение в соучастии в терактах 11 сентября 2001 года в США.
В феврале 2003 года аль-Мутассадик был приговорен гамбургским судом к 15 годам тюремного заключения за «пособничество к убийству в 3066 случаях (по числу жертв терактов. -- Ред.) и участие в террористическом объединении». Как стало известно следствию, марокканец был членом гамбургской террористической ячейки, связанной с пилотом-самоубийцей Мухаммадом Аттой, и был посвящен в планы террористов.
Но Федеральная судебная палата, куда передали дело защитники осужденного, отменила приговор. Обоснование было неожиданным: защита не имела возможности представить суду показания важного свидетеля. Это Рамзи бен Шиба (арестован в сентябре 2002 года в Пакистане. -- Ред.), который, как считается, отвечал за "хозяйственную" сторону терактов в США. Он уроженец Йемена, находится под стражей в Штатах. Немецкие судебные власти хотели бы снять показания и с него. Генпрокуратура Германии предлагала даже провести видеодопрос Рамзи бен Шибы и других членов "Аль-Каиды", включая еще одного задержанного в США члена гамбургской ячейки, Халида Шейха Мухаммада.
Однако вчера в посольство Германии в Вашингтоне пришло письмо с официальным отказом. Американские власти сослались на особую секретность. Не разглашается даже, в какой именно американской тюрьме содержатся указанные лица.
Марокканец стал первым в мире осужденным по делу о терактах 11 сентября. На суде первой инстанции было доказано, что аль-Мутассадик активно помогал пилотам-камикадзе: оплачивал их счета и помог поселиться в Германии на правах студентов.
Аль-Мутассадик сознается лишь в том, что прошел боевую подготовку в одном из афганских лагерей «Аль-Каиды». С пилотом-смертником египтянином Мухаммадом Аттой он познакомился во время учебы в Техническом университете Гамбурга. Они стали друзьями. Марокканец даже заверил своей подписью завещание террориста-смертника.
Как сообщила вчера газета «Вашингтон пост», гамбургские исламисты (в ячейку входили 11 человек) готовились воевать в Чечне, но в 1999 году в Германии в некоем поезде им повстречался некто Халид Мысри. Американские журналисты пишут об этой встрече очень туманно, но суть в том, что незнакомец потребовал от молодых людей отложить поездку на Северный Кавказ до тех пор, пока они не поговорят с бизнесменом по имени Слахи. Встреча состоялась в немецком Дуйсбурге, хотя, как потом выяснилось, Слахи жил в Западной Африке. Сейчас он уже предположительно арестован и находится на американской базе Гуантанамо на Кубе. Но и с ним немецкие следователи пообщаться не могут.
Слахи устроил молодым экстремистам из гамбургской ячейки встречу с Усамой бен Ладеном в Пакистане. После этого молодые боевики отправились на учебу в Афганистан. Эти сведения американцы получили от того же Рамзи бен Шибы.
Американская газета отмечает, что эти новые сведения сводят на нет работу немецких следователей. Получается, что гамбургская ячейка отправилась за помощью в Афганистан. И атака на США была спланирована там, а не в Германии. И тогда по германским законам аль-Мутассадик вообще не может быть осужден. Положение немцев осложняется и тем, что никого другого из ячейки они не могут допросить из-за отказа американцев.
Защитник марокканца Йозеф Грессле-Мюншер рассчитывает на закрытие процесса. Адвокат убежден, что важные свидетели в США могут подвергаться пыткам. Рано или поздно, утверждает адвокат, суду придется в этом разбираться. Сам марокканец, как и на первом судебном процессе, будет настаивать на своей невиновности.
Аль-Мутассадик родился и вырос в старинном марокканском городе Марракеше. Окончив школу, он отправился на учебу в Германию. Поначалу он обучался немецкому языку в Мюнстере, а в 1995 году получил место для обучения в Гамбурге. Женат на студентке из Санкт-Петербурга, принявшей ислам. С ней и двумя детьми от этого брака марокканец живет в Гамбурге и является на судебные заседания. На вид он благообразный мусульманин, не пьет спиртного и молится, как положено, пять раз в день.
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Иван СОЛОВЬЕВ