|
|
N°141, 10 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Афины--2004: третий свисток
Олимпийская лихорадка-2004 взяла небольшую паузу. Подготовка к Играм практически закончена, а если что-то и не успели довести до ума, то за последние дни этого все равно уже не успеть. Сам же спортивный праздник начнется лишь 13 августа, а пока спортсмены приезжают в Афины, размещаются и привыкают к греческому климату и средиземноморскому ритму жизни. Новости из Афин напоминают сообщения из-за театральных кулис перед долгожданной премьерой сезона: актеры в последний раз повторяют про себя роли, декораторы и осветители проверяют технику и сдувают пылинки с машинерии, режиссеры и продюсеры замерли в ожидании аплодисментов или свиста. Все участники на взводе, зрители набились в зал и ждут подъема занавеса и начала игры. Точнее, в нашем случае Игр.
Сколько весит флаг
Одними из главных действующих лиц церемонии открытия Олимпиады станут знаменосцы команд. По традиции делегации спортсменов всех стран торжественным маршем продефилируют по стадиону, и впереди каждой команды пойдут известные спортсмены со своими национальными флагами. Выбор знаменосца -- дело ответственное. Мало того, что человек со знаменем в руках должен быть великим спортсменом, ему еще потребуется и недюжинная физическая сила. Ведь удержать в руках тяжелый стяг не так-то легко. Потому чаще всего на роль лидера выбираются здоровые мужики, выступающие в силовых видах спорта. Так, к примеру, советский флаг на Олимпиадах, как правило, несли борцы или штангисты, российский флаг держали в руках легендарный Александр Карелин и двухметровый гандболист Андрей Лавров. На афинской Олимпиаде большинство стран также предпочитают отдавать флаг в мощные руки «силовиков».
Хозяева доверили свое «кресто-полосатое» бело-голубое знамя штангисту Пирросу Димасу, а сразу несколько стран решили, что крепче всего держать национальный флаг сможет борец. Например, израильский стяг понесет дзюдоист Арик Зееви, азербайджанское полотнище могут отдать олимпийскому чемпиону вольнику Намику Абдуллаеву, канадский «красный клен» окажется в руках двукратного призера Олимпиад Николаса Джилла. Кроме того, как минимум две страны поднимут свой национальный символ на недосягаемую для остальных высоту: флаг Сербии и Черногории понесет баскетболист Деян Бодирога, а китайское красное знамя доверено длиннющему центровому НБА Яо Мину. Впрочем, далеко не все страны выбрали для своих флагов самых мощных спортсменов, некоторые решили, что главное -- это не сила, а громкое имя и спортивные заслуги. К примеру, знамя Швейцарии отдано одному из лучших теннисистов современности Роже Федереру, стяг Австрии понесет яхтсмен Роман Хагара, Молдавия назначила знаменосцем стрелка Олега Молдована. А ряд национальных олимпийских комитетов рискнули передать эту почетную миссию в женские руки. Например, румынский флаг будет выносить на афинский стадион четырехкратная олимпийская чемпионка каноистка Элизабета Липа, для которой эти Игры будут уже шестыми в карьере. И даже мусульманское Королевство Марокко отдало должное слабому полу: знамя этой страны с исламским полумесяцем поднимет чемпионка мира барьеристка Нежа Бидуан.
Амнистия в обмен на безопасность
Олимпиада в Афинах, еще не успев начаться, уже вошла в полицейские хроники: никогда ранее организаторы Игр не тратили столько сил и денег на обеспечение безопасности. Для охраны города от потенциальных террористов пришлось задействовать полицейские силы и ресурсы НАТО. Но, как сообщает AFP, подобная проблема стояла перед греческими властями и в 1896 году, когда в Афинах проводились первые Олимпийские игры современности. Правда, тогда боялись не террористов, а простых уголовников.
В XIX веке Греция имела в Европе весьма дурную репутацию и считалась криминально неблагополучной страной. Главной бедой были карманники и разбойники с большой дороги: в крупных городах прохожие рисковали лишиться кошелька, а путешествуя по сельской местности, приезжие могли попасть в лапы бандитов. Первая афинская Олимпиада вызвал большой интерес у местных уголовников: в город собирались приехать сотни иностранцев с толстыми кошельками. А незадолго до Игр полиция получила сведения из надежных источников, что в столицу Греции собираются нагрянуть воры-гастролеры из Каира, Стамбула и Александрии. Все шло к тому, что праздник спорта будет сопровождаться невиданным разгулом уличной преступности.
Поначалу справляться с ворами пытались традиционными методами: в Афины была стянута полиция со всех районов страны. Вдобавок стражи порядка прошли специальный тренинг по обращению с иностранцами. Перед Играми правоохранительные органы получили и дополнительное финансирование -- около 30 тыс. драхм (тогда это было значительной суммой). Кроме полицейских следить за порядком должны были и военные силы, в том числе и особый полк королевских гвардейцев. Но власти все равно справедливо опасались, что одними силовыми методами успеха в борьбе с уголовниками не добиться. Тогда шеф полиции Димитриос Байрактарис решил, что клин можно выбить только клином.
Он объявил амнистию всем греческим ворам, сидевшим к тому времени в тюрьме. Однако чтобы выйти на волю, уголовникам пришлось принять жесткие условия Байрактариса. Он собрал заключенных на холме Пних недалеко от афинского Акрополя и потребовал, чтобы те, получив свободу, «во имя легендарного греческого гостеприимства» объявили своеобразный мораторий на время Игр. Причем они должны были не только просидеть сложа руки всю Олимпиаду, но и удерживать от преступлений прочих воров и бандитов. «Нарушителей конвенции» Байрактарис обещал выпороть как сидоровых коз.
Как ни странно, уголовники согласились. Еще более удивительно, что свое слово они сдержали. Греческий король Георгий позже с гордостью заявлял, что во время Игр не было ни одной карманной кражи и ни одного похищения людей. Правда, потом, когда Олимпиада закончилась и иностранные гости покинули страну, мораторий Байрактариса сразу же потерял свою силу, а урки остались на свободе. И тогда воры отплатили афинянам за свое вынужденное бездействие по полной программе. После недели спокойствия в городе случился жуткий всплеск криминальной активности, причем больше всего пострадали жители греческих провинций, решившие немного задержаться в Афинах после Игр.
Деревенская фантастика
В течение последних двух лет руководители МОК и национальных олимпийских комитетов неоднократно высказывали критическое мнение по поводу неудовлетворительной подготовки афинских Игр. Многие боялись, что греки вообще сорвут Олимпиаду, не успев подготовить вовремя свои стадионы и инфраструктуру. Однако каким-то чудом буквально за несколько дней до 13 августа почти все пришло в норму: спортплощадки оказались достроены, транспортная ситуация вроде бы улучшилась, службы безопасности стерегут покой участников и гостей Олимпиады. Более того, греки смогли приятно удивить самого президента МОК Жака Рогге.
Вчера высокий гость и его предшественник Хуан Антонио Самаранч посетили только что достроенную Олимпийскую деревню и пришли в полный восторг. Осмотрев домики, в которых будут жить спортсмены, Рогге патетически заявил журналистам: «Это фантастика! Я был на 16 Олимпиадах, но это лучшее, что я когда-либо видел!» Вслед за Рогге восхитился и Самаранч, которого сложно чем-то удивить. Ведь экс-президент МОК видел всякое: от жутких бараков Олимпийской деревушки в Атланте до королевских люксов, куда организаторы Игр селят самых уважаемых гостей. Денис Освальд, президент Координационной комиссии афинской Олимпиады, после дежурной уже фразы про то, что, дескать, «это просто фантастика», гордо отметил, что построенная деревня «исключительно подходит для спортсменов: они будут себя здесь замечательно чувствовать и потом покажут на Играх свои лучшие результаты».
Новое чудо света
Но, как ни странно, главным архитектурным хитом афинских Игр стала не деревня и не великолепные новопостроенные стадионы. За несколько дней до начала Олимпиады с большой помпой в Греции был открыт самый большой подвесной мост в мире. Он прошел над Коринфским заливом на высоте 65 метров и соединил полуостров Пелопоннес с материковой частью Греции. Уникальное сооружение поражает своей ажурностью: несколько автомобильных полос движения общей длиной 2252 метра поддерживаются четырьмя сотнями металлических канатов. Четыре опоры моста высотой 230 метров рассчитаны на подземные толчки силой до семи баллов (а землетрясения в Греции не редкость) и даже могут выдержать столкновение с крупным кораблем. Пожалуй, даже всем суперсовременным стадионам олимпийских Афин вместе взятым вряд ли удастся затмить собой величие этого циклопического сооружения.
Неудивительно, что для торжественной церемонии открытия моста-рекордсмена были приглашены национальные герои: сборная страны по футболу, сенсационно выигравшая месяц назад чемпионат Европы, и тренер этой команды «Король Отто» Рехагель. Кумиры всей Греции пронесли по мосту эстафету олимпийского огня, взяв факел у главного конструктора этого современного чуда света.
Подготовил Владимир ДЗАГУТО