Время новостей
     N°141, 10 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.08.2004
Банковский передел по-иракски
Главе трибунала над Саддамом грозит смертная казнь
В Ираке разразился скандал, который может положить конец политическому влиянию одного из самых сильных кланов страны. Назначенный еще американцами судья Зухейр аль-Малики велел арестовать двух видных политиков -- лидера партии Иракский национальный конгресс (ИНК) Ахмада Чалаби и его племянника Салима Чалаби. Последний, самое интересное, все еще возглавляет трибунал по делу свергнутого американцами президента Ирака Саддама Хусейна и его ближайших соратников.

59-летний Ахмад и 41-летний Салим Чалаби называют обвинения против них смехотворными. Но в случае признания виновными первому может грозить длительный срок заключения, а второму -- смертная казнь. Дяде вменяется в вину изготовление фальшивых денег, племяннику -- убийство в нынешнем июне чиновника минфина, расследовавшего сделки клана Чалаби с недвижимостью. Оба подозреваемых находятся за рубежом: старший в Тегеране, младший -- в Лондоне, однако Ахмад Чалаби заявляет о готовности "подчиниться закону", хотя и испытывает "серьезные опасения по поводу суда".

По словам Салима, обвинения судьи аль-Малики, бывшего активиста Баас (правящей при Саддаме Хусейне партии), направлены на дискредитацию семьи Чалаби и срыв работы трибунала. Чалаби-старший известен как автор программы "дебаасизации" Ирака, то есть изгнания бывших баасистов из госструктур. В этом плане его оппонентом выступает Айад Алляви, нынешний премьер из Временного правительства Ирака.

Еще в начале этого года Ахмада Чалаби, члена сформированного американцами Временного управляющего совета Ирака (ВУСИ), американцы (особенно из Пентагона) прочили в лидеры страны. ИНК, который Ахмад Чалаби создал в 1992 году, получал ежемесячно свыше 300 тыс. долл., а сам Чалаби частенько занимал самые почетные гостевые места на церемониях в Белом Доме.

Ситуация резко изменилась после призывов председателя ИНК, мусульманина-шиита по вероисповеданию, к скорейшему прекращению иноземной оккупации в апреле этого года -- после начала шиитского восстания на юге Ирака. В Вашингтоне заподозрили Чалаби в слишком тесных связях с соседним шиитским Ираном. Американцы не приняли во внимание, что иракец честно служил им вплоть до своего возвращения на родину из эмиграции (он кочевал между Лондоном и Вашингтоном) в апреле 2003 года.

Чалаби обвинили в предоставлении ложных сведений о наличии у режима Саддама оружия массового уничтожения (ОМУ), так и не найденного. То есть Чалаби сделали козлом отпущения за то, что повод к военной акции в Ираке оказался дутым.

В конце мая американские военные и иракские полицейские ворвались в дом Ахмада Чалаби и штаб-квартиру ИНК в Багдаде в поисках документов, которые, как объявили оккупационные власти, должны были засвидетельствовать тайное сотрудничество Чалаби со спецслужбами Ирана -- одного из звеньев "оси зла", по классификации президента Буша. Лидер ИНК, заявив, что встречался в Иране с единоверцами-шиитами в лице президента Мохаммада Хатами и духовного лидера Али Хаменеи, подал в суд на тогдашнего главу администрации США в Ираке Пола Бремера за клевету. Американские СМИ назвали шумное дело "чалабигейтом".

Обнаружение в ходе обыска в его доме фальшивых купюр политик объяснил просто: в качестве члена ВУСИ он курировал банки и должен был иметь представление о подделках. Нисколько не ставя под сомнение объективность иракской Фемиды, отметим малую вероятность того, что Ахмад Чалаби решил нажиться за счет подпольного печатания динаров. Ведь он -- потомственный и квалифицированный финансист, причем не очень чистый на руку. В 1992 году иорданский суд заочно приговорил его к 22 годам каторги за создание на базе банка "Петра" денежной пирамиды, обогатившей его и сообщников на 250 млн долл. После возвращения в Ирак Чалаби поставил под контроль национальные банки Ирака, назначив в каждый из них представителей своего клана. Возможно, это оказалось последней каплей, переполнившей чашу терпения американцев, когда Чалаби перестал быть им нужным.

Александр САМОХОТКИН