Время новостей
     N°139, 06 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  06.08.2004
Око ХХ века
Умер великий фотограф Анри Картье-Брессон
Он скончался в понедельник, совсем немного не дожив до 96 лет, на юге Франции, в городке Иль-сюр-ла-Сорг (l'Isle-sur-la-Sorgue), и был похоронен в среду в присутствии самых близких людей. О смерти мастера семья и агентство Magnum сообщили лишь в среду.

Анри Картье-Брессон родился 22 августа 1908 года в городе Шантлу, недалеко от Парижа. Он начал снимать в 1926-м, по-настоящему увлекся фотографией в 1930-м, а в 1933 году в Испании состоялась его первая персональная выставка. С 1936 по 1939 год Картье-Брессон работал ассистентом французского режиссера Жана Ренуара. В самом начале второй мировой войны Картье-Брессон вступил во французскую армию, но очень скоро оказался в плену, бежал, был в Сопротивлении. После окончания войны работал оператором в управлении военной информации Соединенных Штатов, снял знаменитый документальный фильм о возвращении военнопленных во Францию. В 1947 году Картье-Брессон вместе с Робером Капа и Дэвидом Сеймуром стал основателем легендарного независимого объединения фоторепортеров Magnum в Нью-Йорке.

Картье-Брессон -- гений моментального снимка. Его работы определили стиль фотографии середины ХХ века -- того времени, когда появились небольшие и быстрые камеры, отодвинув в прошлое достижения мастеров начала века. Его фотографии казались случайными -- так трудно было поверить в невероятную удачу и нечеловеческую скорость реакции фотографа. В то, что остановленное мгновение может быть -- могло быть -- так просто и прекрасно. Что человек с камерой может так увлеченно чувствовать событие, видеть его со стороны и хладнокровно предугадывать развитие ситуации.

Картье-Брессон презирал фотографические хитрости и манипуляции, пользовался только черно-белой пленкой, изгоняя даже серебристость, верил в то, что фотограф должен работать просто, быстро и точно: «Снимать -- значит определить сразу и в доли секунды событие и точную организацию визуальных форм, которые выражают и определяют это событие. Это значит выстроить голову, глаз... вдоль одной линии. Это способ жить».

Картье-Брессон снимал приход к власти Мао, сделал последние фотографии Махатмы Ганди, работал в Индонезии, Мексике, много путешествовал по Европе и Америке. Первым из западных фотографов приехал в Советский Союз в 1954 году, почти сразу после смерти Сталина, и издал в следующем, 1955-м, альбом "Москвичи". В 1972 году он вернулся в СССР -- Картье-Брессон любил возвращаться, «сравнивать страну с ней самой» спустя десятилетия. Альбом "О России" вышел в 1974-м. Для выставки в Москве на Фотобиеннале-2000 Картье-Брессон отобрал снимки сам.

В 1975 году Картье-Брессон практически оставил фотографию. Лишь экстраординарные события, подобные демонстрации против войны в Ираке, могли заставить его расчехлить камеру. Последние годы были отданы рисунку -- увлечению юности -- и архивации собственного наследия.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ