|
|
N°139, 06 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каталог исчезнувших шедевров
Не менее трети экспонатов можно найти в бывшем СССР
Нынешние прусские дворцы -- главным образом в Потсдаме и Берлине -- до сих недосчитываются тысяч произведений живописи. Бесценные сокровища исчезли большей частью в годы второй мировой войны и в первые послевоенные месяцы. Это зафиксировано в первой части 3-килограммового объемистого (728 страниц) каталога «Разрушенные, украденные, исчезнувшие -- утраты прусских дворцов в годы войны», поступившего вчера в продажу в Германии. Немецкие специалисты, работавшие над составлением каталога, предполагают, что не менее трети перечисленных в нем произведений живописного искусства находятся в России или других странах СНГ.
Местонахождение большинства утраченных шедевров, по признанию директора фонда «Прусские дворцы и сады Берлина и Бранденбурга» Буркхарда Гереса, установить пока невозможно. В каталоге перечислена почти половина всех полотен, которые до 1945 года находились в прусских дворцах и исчезли в перипетиях войны. Это произведения итальянской, голландской, французской живописи времен позднего ренессанса и барокко. Лишь небольшая часть описаний сопровождена фотоснимками. Ведь главный каталог с описаниями 12 500 хранившихся здесь произведений тоже был уничтожен 60 лет назад.
Под некоторыми фотоснимками картин, помещенных в каталог, соответствующие подписи: «Военный трофей в Государственном Эрмитаже, Санкт Петербург» или «В феврале 1946 года была упакована для отправки в Советский Союз». Есть также подобные ссылки с указанием конкретных людей: «Выбрана полковником Головковым для транспортировки».
Г-н Буркхард Герес рассказал «Времени новостей», что самым опустошенным оказался после окончания войны потсдамский дворец Сан-Суси. Из него вывезли 2/3 живописного фонда. «В то время как американцы и англичане постепенно возвращали конфискованные произведения искусства, советские оккупационные власти рассматривали их в качестве военных трофеев, -- подчеркнул он. -- Хотя прусским дворцам и было возвращено из СССР несколько сотен объектов искусства, большинство из исчезнувшего разыскать не удается».
Случаются, правда, и неожиданные истории. Как, например, появление в 2003 году картины фламандского живописца XVII века Питера Паула Рубенса «Тарквиний и Лукреция» на московском рынке живописи. Ее последним владельцем стал российский бизнесмен и коллекционер Владимир Логвиненко. До войны полотно украшало картинную галерею дворца Сан-Суси, а сразу после войны пропало. Сейчас картина временно хранится в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина до выяснения всех обстоятельств. Фонд, который возглавляет г-н Герес, настаивает на возвращении произведения Рубенса на его «законное место». Но российские власти, похоже, не усматривают в том, как картина была приобретена г-ном Логвиненко, никаких противоправных деяний. Тем не менее, как рассказали корреспонденту «ВН» в прокуратуре Потсдама, против него сейчас ведется следственное дело о мошенничестве и результатов в ближайшее время ожидать не стоит -- дело слишком сложное. Ведь это произведение появилось снова на свет при скандальных обстоятельствах: г-н Логвиненко, по утверждениям немецкой стороны, предложил фонду «Прусские дворцы и сады Берлина и Бранденбурга» выкупить у него эту картину за миллионы долларов.
Помимо произведений живописи из прусских дворцов за годы войны исчезли еще десятки тысяч предметов искусства -- ценный фарфор, мебель и тому подобное. По ним, как обещают хранители потсдамских музеев, будут выпущены отдельные каталоги. Однако издатели признались «ВН», что преследовали исключительно научно-исследовательские цели и не рассчитывали на юридические последствия для нынешних владельцев шедевров.
Юрий ШПАКОВ, Берлин