Время новостей
     N°137, 04 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.08.2004
Кто не встроился -- премьер не виноват
Министерствам и ведомствам предстоит доказать собственную необходимость в условиях рынка
Правительство приступает к новому этапу административной реформы. Вслед за созданием новых министерств, федеральных служб и агентств предстоит определить, для чего они созданы и по каким показателям оценивать качество их деятельности.

Иными словами, каждому ведомству предстоит обосновать свою роль в развитии экономики, в том числе в реализации главных президентских задач -- удвоении ВВП и уполовинивании уровня бедности. Это будет сделано 12 августа в сводном докладе кабинета министров о планах и показателях деятельности федеральных министерств, федеральных служб и агентств, руководство которыми осуществляет правительство.

Вчера о планах кабинета министров докладывал президенту вице-премьер Александр Жуков, который, кстати, и будет председательствовать на заседании кабинета министров в следующий четверг. Михаил Фрадков взял две недели отпуска и проводит его в Сочи.

«Каждое министерство, служба, агентство должны четко понимать, как они встраиваются в общие цели, которые пытается достигнуть правительство, а именно: улучшение жизни людей, увеличение ВВП, повышение безопасности страны», -- сказал г-н Жуков президенту. «Каждое ведомство должно знать, какие задачи оно выполняет в рамках глобальных целей правительства и с помощью каких показателей будет оцениваться его деятельность», -- добавил вице-премьер.

Доклад готовится сейчас в рамках возглавляемой г-ном Жуковым правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов. Все министерства и ведомства свои наработки уже предоставили. Существовала опасность, что эти министерские планы будут походить на документы советского Госплана, поскольку недавно введенный в обиход в правительстве термин «нормативный прогноз» так и не был подробно расшифрован. Поэтому некоторые чиновники, много лет проработавшие в советской экономической системе, вполне могли допустить, что от них требуется, например, определить, сколько пшеницы или цемента должно производиться в стране, скажем, к концу 2006 года и что для этого должно сделать профильное министерство.

Однако, говорят источники «Времени новостей», такого копирования советских образцов не произошло -- скорее разработки министерств напоминают бизнес-план. В комиссии г-на Жукова в целом удовлетворены качеством докладов, представленных министерствами и ведомствами. Они правильно поняли задачу, суть которой не в планировании как таковом, а в постановке качественной задачи и определении мер для ее достижения.

Доклады министерств и ведомств, на основе которых в комиссии г-на Жукова готовят сводный доклад, состоят из постановки целей и задач, определения показателей и средств, с помощью которых эти показатели предстоит достигнуть. Например, Министерство экономического развития ставит одной из целей своего существования создание комфортных условий для ведения бизнеса и развития свободной конкуренции. Показатель -- снижение доли товаров и услуг естественных монополий в общем объеме ВВП с 13% сегодня до 10% в 2007 году. Такого показателя в министерстве предполагают достичь за счет федеральных бюджетных и ведомственных целевых программ, например направленных на реформирование естественных монополий. Впрочем, это касается не только МЭРТ.

В правительстве подчеркивают, что ни о каком Госплане вспоминать не стоит. Речь идет о переходе от сметного к целевому принципу финансирования министерств и ведомств, чтобы была возможность концентрировать госресурсы на приоритетных направлениях. То есть деньги министерствам будут давать не просто по факту их существования -- а под конкретные обоснованные программы.

После одобрения сводного доклада министерства и ведомства должны выработать собственную стратегию. Тогда станет окончательно ясно, всем ли удалось встроиться, как говорит г-н Жуков, «в общие цели». Если кому-то встроиться не удастся, то вполне возможны новые структурные перемены в правительстве. Как говорится, кто не встроился -- премьер не виноват.

Михаил ВОРОБЬЕВ