|
|
N°135, 02 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Связующее звено
«Газпром» пытается замкнуть цепочку в Турции
Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер продолжает активную внешнеэкономическую деятельность. После заключения стратегического альянса с E.ON--Ruhrgas и решения проблемы долгосрочных поставок газа на Украину он отправился в Турцию, где на встрече с министром энергетики и природных ресурсов Мехметом Хильми Гюлером дал старт работе по подготовке соглашения о сотрудничестве в газовой сфере. Его планируется подписать уже в сентябре. «В ходе сегодняшних переговоров с турецкими коллегами, -- цитирует ТАСС г-на Миллера, -- мы определили, что в большей степени будем говорить о новых проектах, новых перспективах нашего взаимовыгодного сотрудничества в энергетической сфере». А существующие «незначительные проблемы», по его словам, «можно решать на техническом уровне». Под такими проблемами г-н Миллер, вероятно, имел в виду попытки турецкого правительства в рамках демонополизации рынка газа расширить число контрагентов «Газпрома» путем изменения действующих контрактов. Российский концерн возражает, поскольку это значительно осложнит переговорный процесс и увеличит технические риски исполнения обязательств.
Сотрудничество с Турцией в минувшем году стало для «Газпрома» тяжелым испытанием. Дело даже запахло международным скандалом после того, как Анкара отказалась покупать газ из только что построенного газопровода «Голубой поток», ссылаясь на опечатку в формуле цены, а «Газэкспорт» подал иск в международный арбитраж в Стокгольме. С приближением зимы напряженность спала, и стороны пошли на мировую. «Газпрому», правда, пришлось снизить цену газа, поставляемого по дну Черного моря, до уровня, записанного в двух других российско-турецких газовых контрактах. А также уменьшить планку take or pay («бери или плати», то есть объем газа, который покупатель обязан оплатить вне зависимости от того, выбрал он его или нет) с 90 до 75% от максимума. Кроме того, уже тогда концерн заговорил о намерении инвестировать в газораспределительную систему Турции, чтобы в том числе обезопасить себя от неприятных сюрпризов впредь. А недавно приобрел 40-процентную долю в небольшой турецкой компании Bosphorus Gas, владеющей и управляющей пакетами акций в сбытовых сетях, доставляющих газ до конечных потребителей. Готовящиеся соглашения будут касаться развития прежде всего этого направления бизнеса компании в стране. Стороны договорились, что рабочая группа начнет действовать уже сегодня.
Несмотря на значительное потепление отношений, у «Газпрома» с Анкарой имеются серьезные разногласия. Еще зимой турецкое правительство, ставящее главной стратегической задачей присоединение страны к Евросоюзу, задумало либерализовать газовый рынок. Для начала были изданы нормативные акты, обязывающие турецкого газового монополиста Botas, полностью осуществляющего оптовые закупки газа, поделиться рынком с другими участниками. В частности, ему предписано выставить на тендер 25% своих оптовых контрактов. В прошлом году компания закупила 12,5 млрд кубометров у «Газпрома» по трем контрактам и около 6 млрд кубометров -- у Ирана. В пресс-службе «Газпрома» от комментариев отказались. Однако неофициальный источник в концерне подтвердил наличие сложностей. По его словам, компания категорически против внесения изменений в контракты, которые заключены на базе межправительственных соглашений. Речь идет о 25-летних договорах от 1984 года (на 6 млрд кубометров в год) и от 1997 года («Голубой поток» с проектной мощностью 16 млрд кубометров). В «Газпроме» готовы рассматривать вопрос о переоформлении третьего контракта, заключенного в 1996 году со специально созданным российско-турецким СП «Турусгаз» (на 45% принадлежит «Газпрому») примерно на 6 млрд кубометров в год, которое в свою очередь перепродает газ Botas. Но, как подчеркнул наш собеседник, можно обсуждать передачу контракта другой структуре только в том случае, если представительство «Газпрома» в ней сохранится на прежнем уровне.
Алексей ГРИВАЧ