|
|
N°135, 02 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Споры о давности
Прокуратура отказалась закрыть дело Япончика
Прокуратура Москвы приняла решение отказать в удовлетворении ходатайства адвокатов вора в законе Вячеслава Иванькова (Япончик) о прекращении уголовного дела в отношении их клиента. По версии следствия, Япончик еще в 1992 году расстрелял двух турок. Защитники полагают, что десятилетний срок давности по данному преступлению уже истек и расследование пора закрывать. Однако в прокуратуре с этим не согласны.
Как считают следователи, 25 февраля 1992 года Вячеслав Иваньков, его друг, тоже вор в законе, Вячеслав Слива и третий, так до сих пор и не установленный человек зашли поужинать в ресторан «Фидан» в Москве. Когда друзья уже собрались покинуть заведение, у них возникла ссора с тремя турками, которых гардеробщик решил обслужить раньше, чем воров в законе. По данным Моспрокуратуры, инициатором конфликта стал Вячеслав Слива, а Япончик заступился за приятеля и открыл по иностранцам стрельбу из пистолета. В результате два турка погибли, а один получил тяжелые ранения. Вскоре после этого происшествия Иваньков улетел в США, где в 1995 году его задержало ФБР по обвинению в вымогательстве денег у предпринимателей, связанных с Чара-банком. В июле этого года Япончик вышел на свободу и сразу был депортирован американскими властями в Россию. А здесь вора в законе арестовали за расстрел турок.
На первом допросе Япончик заявил, что не совершал инкриминируемого ему преступления, и отказался отвечать на вопросы следователей. А адвокат Иванькова Юрий Ракитин подал в Моспрокуратуру ходатайство о прекращении уголовного дела в отношении его клиента. По мнению защитника, в 1992 году действовал старый Уголовный кодекс (УК), который гласит, что лицо не может быть привлечено к ответственности за особо тяжкие преступления, если с момента их совершения прошло десять лет. «Срок давности по этому убийству истек еще в 2002 году, и дело надо закрывать», -- полагает г-н Ракитин.
«Сам Иваньков заявил, что не хочет прекращения дела благодаря юридическим лазейкам, поскольку в таком случае с него не будет снята вина за убийство, а он заявляет о своей непричастности к расстрелу турок, -- отмечает адвокат. -- Но чтобы Иваньков имел возможность отказаться от закрытия дела в связи с истечением срока давности, необходимо, чтобы следователи предложили ему согласиться с постановлением о прекращении расследования по не реабилитирующим основаниям». Однако в прокуратуре Москвы такого предложения делать явно не намерены. В конце прошлой недели следователь Сергей Мисюра объявил Юрий Ракитину, что в ходатайстве отказано. Как полагают в Моспрокуратуре, согласно тому же старому УК отсчет срока давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, скрылось от следствия, а возобновляется только после ареста подозреваемого. Япончика схватили в июле этого года, поэтому, считают следователи, ни о каком прекращении дела не может быть и речи.
«Я с такими доводами категорически не согласен, -- рассказал «Времени новостей» Юрий Ракитин. -- Моспрокуратура уверяет, что Иваньков скрылся от следствия и уехал по подложным документам в США. Однако как он мог знать, что им интересуются правоохранительные органы, если в то время Иванькову не предъявляли постановления о привлечении в качестве обвиняемого, не присылали никаких повесток. Более того, следователи стали подозревать Иванькова и Сливу в совершении этого преступления только в 1999 году. Однако Сливу, который, по версии прокуратуры, и был инициатором конфликта в ресторане, даже не допросили. 25 марта 2000 года он умер, а сразу после этого, 4 апреля, было вынесено постановление о заочном предъявлении обвинений за убийство Иванькову. Но в 2000 году он чисто физически не мог явиться в Моспрокуратуру, поскольку находился в американской тюрьме. Как только я получу на руки отказ в удовлетворении моего ходатайства о закрытии дела по срокам давности, я обжалую решение Моспрокуратуры в суде».
Пока адвокаты Иванькова пытаются добиться прекращения расследования, следователи назначили дактилоскопическую и судебно-медицинскую экспертизы Япончика. По версии Моспрокуратуры, результаты этих экспертиз могут подтвердить вину вора в законе в расстреле турок.
Александр ШВАРЕВ