|
|
N°133, 29 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Визит чести
Канцлер Германии прервал отпуск ради варшавского юбилея
Глава правительства ФРГ Герхард Шредер прервет на эти выходные свой отпуск, который он проводит на берегу Адриатики. Канцлер Шредер отправиться в польскую столицу для участия в торжествах по случаю 60-летия Варшавского восстания против нацистской оккупации. Приглашение с берегов Вислы г-н Шредер назвал «особой наградой и большой честью». Предполагается, что Шредер выступит в Варшаве с небольшой речью. Никогда прежде высокопоставленные немцы не присутствовали официально на мероприятиях, связанных с не самыми радужными главами истории Германии и Польши.
Вице-спикер немецкого правительства Томас Штег подчеркнул, что для национального самосознания Польши это восстание имеет «огромное историческое и символическое значение». Наверное, поэтому еще задолго до того, как канцлер принял приглашение Варшавы, в Польше вокруг этого визита разгорелись острые дискуссии. Масла в огонь подлил немецкий «Союз изгнанных», который объединяет землячества бывших немецких территорий к востоку от Одера. Союз провел в Берлине собственное мероприятие, посвященное юбилею Варшавского восстания. Многим полякам это не понравилось. «Варшавское восстание для нас святыня. Мы не хотим, чтобы об этом событии нам напоминала такая организация», -- заявил бывший польский министр иностранных дел Владислав Бартошевский. «Герхард Шредер не должен приезжать. Нам следует обсудить, должны ли вообще немцы присутствовать на подобных мероприятиях», -- считает Ярослав Качинский, лидер польской Партии права и справедливости, входящей в национально-консервативный лагерь.
Германо-польские отношения до сих пор считаются особо деликатной темой. Даже недавнее вступление восточного соседа Германии в ЕС и НАТО тут мало что изменило. На радужные официальные заверения о дружбе двух народов, которые, как заявляет тот же г-н Бартошевский, «не могут вечно мыслить категориями бывших врагов», все еще ложатся тени взаимных территориальных претензий.
Немецкая организация «Прусские попечители», к примеру, до сих пор требует возврата домов и земельных участков, принадлежавших до войны изгнанным немцам, и грозит судебными разбирательствами на европейском уровне. В ответ мэр Варшавы Лех Качинский заявил, что правительство польской столицы вправе рассчитывать на репарации со стороны Германии. По подсчетам экспертов градоначальника, ущерб, нанесенный немцами Варшаве в годы войны, исчисляется на сегодняшний день суммой в 24 млрд евро.
На этом фоне решение германского канцлера отправиться в польскую столицу означает немалое политическое мужество. Еще 20 июля, выступая в Берлине по случаю 60-летия покушения на Гитлера, Шредер подчеркнул историческую связь этого события с Варшавским восстанием. «У Европы есть хороший повод для того, чтобы осознать и чтить обе эти даты -- 20 июля и 1 августа 1944 года -- в качестве пламенных вех на пути к истинному обществу европейских ценностей, -- сказал Шредер. -- Борцы польского Сопротивления понимали, что одни они не смогут победить немецких оккупантов. Но они все равно были полны решимости отстоять самоопределение и свободу Польши».
Канцлер отметил, что с началом восстания под руководством польской Армии крайовой по указанию Сталина было приостановлено дальнейшее наступление Красной армии. Этот пассаж из речи Шредера, возможно, не понравился некоторым ветеранам в Москве, куда Шредер собирается приехать в будущем году на празднование 60-летия Победы. Это тоже будет первый визит германского руководителя на российские юбилейные торжества в честь окончания второй мировой войны.
Юрий ШПАКОВ, Берлин