Время новостей
     N°130, 26 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.07.2004
Такой вот шоу-бизнес
Сергей Шнуров победил в игре "Скачай мелодию"
Мобильный телефон давно перестал быть просто средством связи. По статистике, более половины обладателей мобильников не только используют свой аппарат по прямому назначению, но и прибегают к массе других услуг, которые перед ними открывают сотовые операторы и Интернет. Самые популярные из них -- это конечно же SMS-сообщения и так называемые рингтоны -- мелодии для мобильных телефонов. Если с первым видом услуг все более-менее понятно (их давно и абсолютно легально предоставляет каждый уважающий себя оператор), то вторая вызывает много вопросов: кто, сколько, по какой цене и по какому праву? Тем не менее именно этот сегмент рынка буквально за последние месяцы вырос в серьезный бизнес. Телеканалы и печатная пресса вовсю рекламируют продажу рингтонов и составляют специфические хит-парады. Приобретение каждой мелодии обходится клиенту от 30 центов до 1 долл., а клиентов миллионы.

Правила игры на новом рынке формируются, как это часто бывает, по ходу самой игры и с громкими скандалами. Первый же скандал получился на днях: солист группы «Ленинград» Сергей Шнуров (Шнур) против подразделения крупной российской звукозаписывающей компании «Гала-рекордс». Ее «дочка» SBA Music Publishing некоторое время кроме прочего занималась необычным видом деятельности -- предлагала обладателям сотовых телефонов приобрести в качестве рингтона мелодию Сергея Шнурова. SBA Music обладает правами на ряд альбомов «Ленинграда», но не на их переработку. А Шнур именно так расценил звенящие на каждом шагу рингтоны на собственные песни. Так же расценил этот факт знаменитый Басманный суд столицы. Суд решил, что компания нарушила имущественные права музыканта, предоставив право на использование музыки и текстов певца в качестве мелодий для мобильных телефонов и караоке третьим лицам. В качестве компенсации компанию обязали выплатить исполнителю 100 тыс. руб. При этом, как заявили представители Шнура, один только «Би-Лайн» продал за четыре года «ленинградских» рингтонов на 90 тыс. долларов.

Скорее всего это далеко не последнее громкое судебное разбирательство в новой сфере. Рынок мобильного контента (информационного и развлекательного продукта, такого, как картинки, фотографии, звукозаписи, мелодии и т.д.) развивается в России очень бурно, хотя и с небольшим опозданием по сравнению с технически развитыми странами. Так, уже сегодня 70% прибыли японского оператора DoCoMo составляют контент-услуги. И хотя российским компаниям подобные показатели в ближайшем будущем не святят (в структуре доходов отечественных операторов мобильный контент составляет от 2 до 4%), отечественный рынок на месте не стоит.

Российское агентство «Мобильный форум» насчитало в России порядка 100 контент-компаний (среди них уже такие известные фирмы, как «Ириком», Plastic Media, Nikita Interactive, JavaGames, LCS Ltd., «Стивенкорт Лимитед», «Инфо-Софт», «Сибиус Интернешнл», Solvo International). На треть из них приходится более 80% российского рынка контент-услуг. Отечественные операторы мобильной связи заключают с ними договоры и делят полученную прибыль. По приблизительным прогнозам, в текущем году подобные союзы смогут заработать в общей сложности порядка 200 млн долл. Естественно, проблема нарушения частных прав здесь не последняя, но не всегда разрешимая.

Во многих печатных и интернет-изданиях развлекательного толка можно найти многочисленные ссылки, позволяющие быстро и за небольшие деньги получить в личное пользование мелодии от Баха и Генделя до последней продукции «Фабрики звезд». Однако трудно ручаться за то, что в каждом отдельном случае права авторов, чьи мелодии легко узнаются повсюду на мобильных телефонах, будут соблюдены: как правило, производитель и распространитель мелодий -- это разные люди. При этом рынок организован так, что, предъявив претензии одному провайдеру, нельзя быть уверенным, что проблема полностью решена, ведь купить мелодию для телефона можно не только через известные сотовые компании, но и через Интернет. А как показывает опыт, отыскать пирата в Сети и уж тем более заставить его платить сложно.

По данным аналитической компании Baskerville Informa, мировое производство рингтонов на сегодня оценивается примерно в 3 млрд долл. К 2008 году этот показатель вырастет на 12%, полагают специалисты. Но задача поставить данную индустрию под контроль пока равносильна закрытию Интернета. В связи с этим можно только поздравить г-на Шнурова и его адвокатов.

Денис УВАРОВ