Время новостей
     N°128, 22 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.07.2004
Есть только «МиГ»...
Российская самолетостроительная компания переживает ренессанс
Вчера на авиазаводе Российской самолетостроительной корпорации (РСК) «МиГ» в подмосковных Луховицах были загружены в транспортный самолет для отправки в Судан два последних истребителя МиГ-29СЭ из 12 (среди них два учебно-боевых МиГ-29УБ), а также специальное имущество. Таким образом, выполнение контракта с этой страной, заключенного в 2001 году, завершено на полгода раньше срока. Откроем секрет: суданское руководство попросило РСК поставить самолеты к празднованию 50-летия Народных вооруженных сил 14 августа. Россияне просьбу выполнили и даже перевыполнили.

Сумма контракта сторонами не разглашается, однако, по неофициальным данным, он оценивается в сумму более 200 млн долл. По этому случаю вчера в штаб-квартиру РСК «МиГ» на Ленинградском проспекте приехал посол Судана в России Чол Денг Алак. Он и гендиректор корпорации Валерий Торянин не скрывали взаимного удовлетворения: первые, весьма существенные проплаты уже сделаны, остальное -- в соответствие с графиком погашения векселей. Тем более что своевременное выполнение контракта, по словам представителя российской фирмы, «может повлечь за собой и другие соглашения о поставках». «Российские самолеты нам очень нужны, -- сказал обозревателю «Времени новостей» посол Судана, -- и мы в состоянии за них платить, мы не бедная страна».

Как можно понять из слов г-на Торянина, именно с суданского контракта началась белая полоса в жизни РСК. Под черной подразумевается состояние производства при прежнем руководстве «МиГа», когда план по экспорту был выполнен лишь на четверть. Но положение изменилось, и именно сегодня, 22 июля, корпорация отгружает еще два готовых самолета «для другого заказчика». Сегодня же ожидается визит в штаб-квартиру «министра обороны одной из стран». Поэтому г-н Торянин отказался от поездки в Лондон на международный авиакосмический салон Фарнборо-2004, в котором корпорация принимает участие. На днях получен авансовый платеж по контракту на поставку в Индию корабельных истребителей МиГ-29К. Производство по этому заказу уже запущено. По состоявшимся экспортным контрактам до конца этого года предполагается поставить 36 самолетов, которые уже находятся в сборочном цехе. Из них 20 -- новые, остальные после ремонта и модернизации. За восемь месяцев руководства корпорацией Валерий Торянин настолько уверился в себе и возможностях РСК, что смог вчера сказать: «Мы сегодня в состоянии поставить любую партию машин в любую страну».

Интерес к «МиГам», как и в целом к истребителям легкого класса, в мире действительно возрастает, объем производства по сравнению с прошлым годом вырос в восемь раз. Поэтому ее руководство планирует наращивать серийное производство на всех заводах -- имени Воронина в Москве, Луховицах и «Сокол» в Нижнем Новгороде. При имеющемся портфеле заказов в 200 машин все площадки будут полностью загружены. Уже сегодня сборочный цех в Москве работает в две смены, в Луховицах -- в три, чтобы выполнить иностранные заказы. До конца года может быть подписано два-три контракта. Как потенциальные заказчики рассматриваются страны Африки, в частности Алжир, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Особенно велик интерес к продукции РСК «МиГ» в Индии и Китае, поэтому корпорация намерена участвовать в авиавыставках в Бангалоре и Джухае. Кроме того, начались переговоры с одной из стран о заключении контракта на поставку нескольких десятков учебно-тренировочных истребителей МиГ-АТ.

Успехи в производстве продукции военного назначения позволил корпорации вернуться к проекту гражданского ближнемагистрального самолета Ту-334 -- уже в ближайшее время, заверил г-н Торянин, будет возобновлено финансирование его достройки. Рассматривается вопрос участия в кооперации по серийному производству Ту-334 авиационных заводов в Ульяновске и Казани. Пока же все работы ведутся за счет собственных средств РСК. Компания может себе это позволить -- наладилось поступление средств за реализуемые контракты.

Всего РСК «МиГ» имеет на сегодняшний день подписанных контрактов на 1,4 млрд долл. МиГ-29 поставляется в 29 стран, серийная машина имеет мощный потенциал для наращивания возможностей и модернизации, благодаря чему может служить базой еще лет 15. Поэтому у специалистов мало сомнений в том, что уже в ближайшее время цифра увеличится до 2 млрд. А в запасе у корпорации мощные МиГ-25 и МиГ-31, запрет на продажу которых за рубеж снят. Пока, увы, нет покупателей. Но это пока, говорят специалисты корпорации.

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Военная доктрина