|
|
N°126, 20 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Островский по-гусарски
«Без вины виноватые» превратились в музыкальную комедию
При переделке в оперетту первый акт пьесы Островского (в котором главная героиня юна и никому не известна, ибо не актриса, а просто тихая провинциальная жительница, Отрадина, а не Кручинина) не то чтобы вовсе ликвидирован, но как-то рассеян в последующих действиях. Спектакль начинается с приезда знаменитой актрисы в город; давнее предательство любимого человека, устроившего так, чтобы Отрадиной сообщили о мнимой смерти их сына (г-н Муров собирался жениться на другой, и связь ему мешала) обозначено маленькими сценками-воспоминаниями. Юные Отрадина и Муров промелькивают за тюлевыми занавесками, где-то посреди оркестра (музыканты сидят на сцене) -- а на авансцене царствует знаменитая артистка Кручинина (Елена Соколова).
Действие начинается в фойе, превратившемся в провинциальный вокзал. Среди публики суетятся встречающие гастролершу артисты. Хор поет «ах, какое городу оказано внимание», а задвинутая в угол толпой зрителей хормейстер, отчаянно подпрыгивая на высоких каблуках, старается привлечь внимание хористов к своей дирижирующей руке. Затем все перемещаются в зал, и возникает более привычное для такого традиционного жанра, как оперетта, положение вещей: публика -- в партере, артисты -- на сцене.
Оперетта? Хм, пожалуй, все-таки музыкальная комедия. Классическая оперетта предполагает легкую, но весьма значимую музыку, сочинение же Александра Кулыгина не режет слух, но и не запоминается -- это необременительная музыка, она не требует многого ни от певца, ни от слушателя. Рифмованный текст Георгия Котова вполне остроумен, господа артисты стараются вовсю.
Островский пригодился музкомедии как творец ярких характеров. Характеры эти артисты довели до гротеска. Сыграна провинциальная артистка Коринкина -- рыжая пухлая стерва, мелочная и неумная (отличная работа Татьяны Петровой). Сыгран Григорий Незнамов. Владлен Михалков изобразил его с некоторым трагическим пережимом; наверно, не следовало метаться по сцене как зверь в клетке -- но пережим сработал на спектакль. (Персонаж -- актер? Актер. А кто сказал, что он актер хороший?) Дивно изображенный Вячеславом Амосовым местный трагик Шмага, этот рыцарь бутылки, и «первый любовник» Петя Миловзоров (Евгений Башлыков), персонаж лет пятидесяти, у которого обвисли щеки, веки и манера разговаривать, составили им компанию в изложении счастливой истории о сразу угаданном сердцем матери и обретенном сыне.
Музыкальная комедия -- привычный житель в репертуаре музыкально-драматических театров; то есть -- чаще всего -- театров, базирующихся в центрах далеких военных округов и сочетающих в репертуаре спектакли для детей со спектаклями для взрослых в мундирах. Театр под руководством Геннадия Чихачева находится в Москве. Репертуар -- именно этот, утренники и «Так любят только гусары». Теперь вот превращенные в музыкальную комедию «Без вины виноватые».
Просто человек ловит время. Время не разоблачений (помните, был совсем недавно момент -- все драматические театры кинулись ставить Островского?), но развлечений. Не самых плохих. Вовсе не глупых. Спетых довольно приличными голосами. Но отчего-то слегка пугающих. Чуть-чуть.
Анна ГОРДЕЕВА