|
|
N°124, 16 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политический мезальянс Назарбаева
Казахстанские СМИ получили в начальники оппозиционера
За два месяца до парламентских выборов в Казахстане, назначенных на 19 сентября, в стране серьезно меняется политический ландшафт. Президент Нурсултан Назарбаев, стремясь упредить обвинения своих критиков в стране и за рубежом в отсутствии условий для честного и справедливого проведения голосования, предпринял весьма неординарный шаг. На днях он назначил министром информации одного из лидеров умеренно оппозиционной партии «Ак Жол» («Светлый путь») Алтынбека Сарсенбаева.
Сопредседателем «Ак Жол», объединяющей в основном бывших высокопоставленных чиновников и бизнесменов, 42-летний Сарсенбаев был избран в начале нынешнего года. Этому предшествовала его отставка с должности посла Казахстана в Москве в ноябре прошлого года -- после интервью алма-атинской газете «Время», в котором г-н Сарсенбаев наговорил много нелицеприятных слов о системе власти в своей стране. Газета «Время новостей» (см. номер от 6 ноября 2003 года) предполагала тогда, что, вернувшись домой, экс-посол надеется принять участие в очередной схватке за власть, предстоящей в ближайшее время.
Так и вышло. Алтынбек Сарсенбаев, как отмечает агентство Рейтер, представитель «конструктивной оппозиции», которая, в отличие от более радикального «Демвыбора Казахстана», «не сопровождает предложения по либерализации политической системы требованиями отставки руководства страны», может стать для Назарбаева политической палочкой-выручалочкой.
По сведениям «ВН», полученным из информированных источников в руководстве Казахстана, возвращению г-на Сарсенбаева во властные структуры способствовал секретарь совета безопасности Казахстана Булат Утемуратов. Этот высокопоставленный чиновник в последнее время осуществлял весьма деликатную миссию в США, пытаясь упредить неприятные последствия, грозящие президенту Казахстана в результате судебного расследования коррупционного скандала «казахгейт», фигурантом которого является г-н Назарбаев. Булату Утемуратову должно быть хорошо известно, что улучшить репутацию казахстанского режима на Западе могут сейчас только срочные и знаковые кадровые перемены в руководстве страны. Назначение г-на Сарсенбаева министром информации (между прочим, уже второй раз за время его служебной карьеры), по мнению казахстанских аналитиков, весьма своевременное решение.
Новый министр подтвердил, что его возвращение во власть в первую очередь связано с предстоящими выборами и поэтому его «главной задачей станет обеспечение равного доступа к СМИ политических партий и кандидатов». Г-н Сарсенбаев сослался на «гарантии» президента Назарбаева, данные ему накануне назначения: «Выборы пройдут честно и открыто». Получив карт-бланш от главы государства, министр эффектно объявил об уже предпринятых им шагах. Он запретил возбуждать судебные иски против независимых СМИ и журналистов, отозвал уже поданные иски против трех газет, заставил чиновников министерства принести публичные извинения газете «Начнем с понедельника» за «затеянный с ней конфликт». Алтынбек Сарсенбаев заявил также, что если выборы будут признаны нечестными, то все госчиновники, ответственные за их проведение, должны будут уйти в отставку. Сам он именно так и поступит.
Критически высказался новый министр и по поводу доминирования в казахстанской прессе статей, рекламирующих пропрезидентскую партию «Отан» и возглавляемую дочерью президента Даригой Назарбаевой партию «Асар». «Неприлично навязывать людям только две партии потому, что их лидерами являются президент и его дочь», -- сказал Сарсенбаев.
Не побоялся он выступить в защиту находящегося в заключении лидера «Демвыбора Казахстана» Галымжана Жакиянова. Сарсенбаев пообещал «повлиять» на людей, которые вправе «принимать решение об освобождении» оппозиционного лидера. «Я искренне надеюсь, что Жакиянов станет последним человеком в истории Казахстана, осужденным по политическим мотивам», -- заявил он.
После такой бурной политической «презентации» умеренного оппозиционера в Казахстане гадают, как долго он удержится во власти. Сам г-н Сарсенбаев отвечает изящно: «От трех дней и более...» Очевидно, что точного ответа на этот вопрос не знает никто, в том числе и президент Назарбаев. В эти дни он взял отпуск, видимо, чтобы не мешать обозначиться всем противникам и симпатизантам своей новой креатуры. Кроме того, г-ну Назарбаеву важно понять, какую реакцию его назначение вызовет во внешнем мире. От этого и будет зависеть, насколько перспективным для Казахстана окажется мезальянс теряющей в себе уверенность власти и пусть лояльной, но все же оппозиции.
Аркадий ДУБНОВ