|
|
N°93, 30 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Двоюродный дедушка
Русские художники признались в любви к Уорхолу
Энди Уорхол, один из самых знаменитых художников XX века, один из классиков поп-арта и один из кумиров американской тусовки, оказался столь популярен в России, что параллельно с привезенной из Питсбурга его выставкой в ГМИИ проводится целая Неделя Уорхола в Москве, в рамках которой -- показы фильмов, концерты и выставки. Откуда такая любовь, не очень понятно. Но свидетельствует она как минимум о том, что отечественное современное искусства настойчиво выстраивает свою историю. Ее начало и конец давно известны -- Малевич и Илья Кабаков. А в середине большой пропуск. Уорхол (пусть не русский, так хотя бы словак) лишь заполнил лакуну.
Кроме того, художественные стратегии и техники, которыми пользовался Уорхол, стали модными и у нас. Тут и пресловутая эпатажность, и работа с объектами массовой культуры, и тиражирование. Словом, было чему поучиться. И учились. Главное событие Недели Уорхола в Москве -- большая выставка «Warhol Connections (Энди Уорхол и русские художники)», как раз и посвященная тому, как отечественные художники изучали Уорхола, иногда буквально копируя, иногда цитируя, иногда лишь вдохновляясь.
По крайней мере с точки зрения представительности эта выставка даже лучше, чем экспозиция самого Уорхола в Пушкинском. Там -- второстепенные работы, лишь отсылающие к уорхоловским хитам (которых в питсбургском музее просто нет). Здесь -- сливки отечественного современного искусства, представившие если и не лучшие, то самые репрезентативные свои работы. Список художников столь велик (больше тридцати человек), что всех и не перечислишь. Здесь есть классики неофициального искусства московские концептуалисты и акционисты, питерские академисты, модные в Москве провинциалы и прочие. Работы старые (например, «Сертификат на продажу души Энди Уорхола» Комара & Меламида -- фрагмент одного из самых известных их проектов еще 1978 года) и не очень (документация не менее знаменитой «вандалистской» акции Александра Бренера, который четыре года назад в амстердамском Стеделийк-музее нарисовал на картине Малевича знак доллара), а также специально сделанные для выставки (очередная и, как всегда, очень красивая реалистическая картина Виноградова & Дубосарского «Уорхол в Москве»). Есть "Печаль Энди Уорхола" Тимура Новикова, "Любовь Орлова" Владислава Мамышева-Монро, "Узес под соснами" Семена Файбисовича и "Семья будущего" Олега Кулика.
Выставка оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, прекрасно продуманная акция, хорошая экспозиция, качественные работы (как-никак она устроена Галереей М. Гельмана, хотя и в помещении L-галереи). С другой -- выставка явно принижает собственные достижения представленных на ней художников. Скажем, соц-арт в свое время считался главным вкладом России (точнее, СССР) в современное искусство. Теперь оказалось, что любимые соц-артистами образы Ленина и Сталина ничем принципиально не отличаются от любимых Уорхолом Мерилин Монро или Кока-Колы -- и то и другое лишь фетиши массовой культуры. То есть никакой не «вклад», а повторение, пусть и на другом материале -- для другого потребителя.
Примерно об этом вся выставка. То есть русские художники фактически впервые публично признались в том, что являются лишь копиистами и эпигонами. Такими «уорхолесками» -- по аналогии с безвестными «джоттесками», подражавшими Джотто. Характерно, что Ильи Кабакова на выставке нет. Он-то войдет в историю под своим собственным именем.
Николай МОЛОК