Время новостей
     N°120, 12 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  12.07.2004
«Ошпаренные кошки» Закавказья
Конфликт вокруг Цхинвали перерастает в российско-грузинский
Конфликт в Южной Осетии уже принес первую кровь. Слава богу, пока это только раненые и о жертвах не сообщается. Опаснее другое -- конфликт угрожает перерасти в межгосударственный. По словам президента Грузии Михаила Саакашвили, его "пытаются инспирировать определенные имперские силы в России". Если вооруженное противостояние 1989--1992 годов будет разморожено, то это станет "вооруженным конфликтом между Грузией и Россией", считает он.

Похоже, что это прогноз из разряда тех, что имеют свойство оправдываться. В Тбилиси и в Москве упрямо повторяют, что возврата к войне там не хотят. Однако воинственная риторика нарастает словно снежный ком с каждым днем, если не с каждым часом. В центре этого кома оказались российские миротворцы из Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ).

Именно для ССПМ доставлялся груз с вооружением, задержанный грузинской стороной, что стало поводом для резкого обострения ситуации. Инцидент до сих пор не исчерпан. Грузинский госминистр Георгий Хаиндрава утверждает, что груз возвращен в одну из российских воинских частей в Тбилиси, хотя российский министр обороны Сергей Иванов это не подтверждает. Более того, говорит он, груз «должен быть возвращен именно в том месте, где он был похищен, на территории Южной Осетии». Возможно, это требование выглядит законным, но уж больно все это напоминает спор детей в песочнице -- «положи мою игрушку туда, откуда взял»... Разумеется, Тбилиси должен извиниться за незаконную конфискацию боевого снаряжения, а обе стороны -- воздерживаться от эмоций, мерилом которых на Кавказе становятся не слова, а оружие.

Когда Сергей Иванов, защищая от нападок Тбилиси российских миротворцев, говорит, что они «работают в режиме ошпаренной кошки», пытаясь разъединить противоборствующие стороны, ему трудно не поверить. С другой стороны, очередной кризис доверия между Грузией и Россией, кажется, вызван тем, что в Москве отказываются признавать де-факто исходный тезис нынешнего руководства в Тбилиси: Южная Осетия -- это территория Грузии, а значит, все происходящее там вне грузинского контроля -- незаконно. В Кремле видят ситуацию по-другому: есть зона конфликта, и решать его надо совместно исходя из договоренности 1992 года о создании Смешанной контрольной комиссии.

А пока же в Грузии снова становится популярным тезис о "двух Россиях" -- демократической и реакционной, -- родившийся там в начале 90-х, когда Тбилиси обвинил часть российской политической и военной элиты в поддержке абхазских и югоосетинских сепаратистов. Сейчас ситуация повторяется, причем Михаил Саакашвили назвал "инспираторов" поименно. Это, по его словам, Госдума, принявшая в субботу "совершенно провокационное" заявление -- депутаты обвинили Тбилиси в "противоправных и провокационных действиях" и напомнили, что в 1774 году в состав России вошла единая Осетия. Второй "инспиратор" -- государственные структуры Северной Осетии, которые "прямо вовлечены в события, происходящие в Южной Осетии". Имперские амбиции обнаружил грузинский президент и "среди определенных военных кругов России, которые готовят агрессию против Грузии".

Выступая вчера перед осетинами, собравшимися в Тбилиси из различных районов Грузии на антивоенный митинг, под возгласы "Ми-ша! Ми-ша!" президент Саакашвили сообщил о проникновении через Рокский тоннель в Южную Осетию вооружения, в том числе пяти танков и 12 бронетранспортеров. Кроме этого, по его словам, российские ВВС нарушили воздушное пространство Грузии. Михаил Саакашвили предложил считать это случайным фактом. Пресс-секретарь минобороны Нино Стуруа пояснила "ВН", что в субботу российский вертолет Ми-8 в 16.25 нарушил границу на чеченском участке, в зоне контроля Душетской комендатуры, но спустя несколько секунд вернулся обратно. Российская сторона этот факт категорически отвергает.

По словам Михаила Саакашвили, на территорию Южной Осетии из республик Северного Кавказа "прибывают наемники пролить кровь". "Пусть приезжают, но проливать будут свою собственную кровь. Мы будем их беспощадно уничтожать", -- сказал грузинский президент. В интервью "ВН" председатель комитета по печати и информации Южной Осетии Ирина Гаглоева признала, что "прибыло уже до трехсот добровольцев из Абхазии, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии. В начале недели обещают новое пополнение -- снова из Абхазии и еще из Кабарды. Казаки здесь уже несколько дней -- бравые и красивые прогуливаются по центру Цхинвали. С добровольцами беседуют представители нашего МВД, говорят, что пока рано включаться в конфликт, что эскалация нам не нужна, чтобы воздерживались от самостоятельности. Абхазы, кстати, имеют опыт войны с партизанами. Нам это важно, потому что в Тамарашени (грузинское село, примыкающее к Цхинвали. -- Ред.) появились переброшенные из Абхазии партизаны из отряда "Лесные братья".

Добровольцы -- это "реакционная" Россия. "Демократическую" представляет посол МИДа по особым поручениям Лев Миронов. По указанию Владимира Путина в воскресенье он прибыл в Цхинвали, чтобы помочь предотвратить "большую драку" между сторонами. По данным источников "ВН" в Цхинвали, Эдуард Кокойты заявил эмиссару Москвы, что "гарантом спокойствия в зоне грузино-осетинского конфликта является только Россия, так как другие страны и ОБСЕ заняли крайне тенденциозную позицию". Военные наблюдатели ОБСЕ, по мнению цхинвальского лидера, не провели мониторинг тех зон, где грузинское военное присутствие незаконно увеличено. "Мы ведем локальные операции, -- говорит Кокойты, -- по выдворению незаконных формирований, которые не замечает ОБСЕ". На эту проблему обращает внимание и МИД России. В специальном заявлении со ссылкой на "достоверные сведения" говорится о том, что в "зоне грузино-осетинского конфликта находится до трех тысяч вооруженных лиц, прибывших с грузинской территории и не имеющих никакого отношения к миротворческой операции".

Спорадические перестрелки вокруг Цхинвали, в которых стороны обвиняют друг друга, уже никого не удивляют. Грузия заявляет о восьми раненых, Южная Осетия пока только об одном. Грузинская система здравоохранения приведена в полную готовность, сообщил министр Владимир Чипашвили. Российское командование Смешанных сил по поддержанию мира выставило два дополнительных поста в зоне активного соприкосновения -- селе Приси и сформировало две группы быстрого реагирования в том же Приси и Земо Ачабети. Об этом "ВН" сообщил командующий миротворцами генерал-майор Святослав Набздоров.

Бронетехника "голубых касок" должна сдерживать стороны от перерастания перестрелок в крупномасштабные столкновения. В село Эредви Михаилом Саакашвили командирован министр МВД Ираклий Окруашвили, чтобы координировать деятельность силовых структур. Грузия избегает вовлечения в конфликт регулярной армии. Но если не удастся обойтись без армии, "то вооруженные силы Грузии быстро смогут решить задачу", говорит начальник генштаба генерал-майор Георгий Иукуридзе.

Достаточным доказательством отсутствия у Грузии милитаристских планов президент страны считает тот факт, что его визит в Великобританию, начинающийся в понедельник, не отменен -- какой лидер покинет страну накануне войны? (Любопытно, что Сергей Иванов говорил про «ошпаренных кошек» тоже из Лондона, может быть, там им стоило бы встретиться, чтобы расставить все точки над i? -- Ред.) Михаил Саакашвили готов рассмотреть "любой статус" Южной Осетии и уверен, что где-то через год она интегрируется в общее грузинское пространство. В этом пространстве грузинские власти, впрочем, не видят цхинвальского лидера Эдуарда Кокойты. Если с представителями нынешнего правительства Южной Осетии, по словам Михаила Саакашвили, связи установлены и встречи проводятся, в том числе неафишируемые (видимо, Тбилиси подпольно готовит теневой кабинет для Цхинвали), то Кокойты для него -- "уровень замначальника управления ФСБ" и не более того.

***

"Грузинская армия решит эту проблему за несколько часов"

Ситуацию вокруг Южной Осетии в интервью собкору газеты "Время новостей" в Тбилиси Михаилу ВИГНАНСКОМУ комментирует первый заместитель министра обороны Грузии Ираклий АЛАСАНИЯ.

-- Когда в разрешение ситуации могут включиться вооруженные силы? Ведь есть те же контртеррористические батальоны, подготовленные Пентагоном.

-- Армия будет задействована только в случае начала полномасштабных военных действий. Мы полностью готовы решить эту проблему за несколько часов, но президент Грузии избегает кровопролития. Ведь тогда неизбежны жертвы среди мирного населения.

-- Какой вам видится позиция Москвы?

-- Россия должна понять: мы не отступим. Это очень важно. Кажется, такое понимание есть. Даже в российской Госдуме кое-кто говорит о прогрузинской позиции Владимира Путина.

-- В зоне конфликта находятся российские миротворцы. Вас устраивает, как сейчас действуют "голубые каски"?

-- Для них это шанс показать свою дееспособность. Если там действительно появляются наемники -- то поступить так, как положено по мандату. Вообще происходящее -- это шанс для России показать себя с лучшей стороны перед всем миром. Этот шанс Россия должна использовать.

Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси,
//  читайте тему  //  Ситуация в Грузии и конфликт с Россией