|
|
N°117, 07 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Памяти Михаила Рогинского
В Париже на 73-м году жизни скончался лидер московского неофициального искусства Михаил Рогинский.
Художник родился 14 августа 1931 года в Москве. Окончил отделение сценографии Московского художественного училища памяти 1905 года. Во второй половине 50-х работал сценографом в провинциальных театрах, параллельно рисовал для себя. Став изгоем советского режима, в 1978 году эмигрировал в Париж. Признание на родине пришло поздно: первая персональная выставка в Москве была организована лишь в 1993 году. В последние годы художника почтили вниманием Третьяковская галерея и Русский музей. Устроили большую монографическую экспозицию работ разных лет. Михаил Рогинский был выдвинут на Государственную премию этого года. Совсем недавно, в конце мая, удостоился новой награды профессионального художественного сообщества -- премии «Мастер».
Михаил Рогинский был чужд любой конъюнктуре, предельно честен во всем. В одном из недавних интервью он сказал, что в профессиональной «среде искусства» всегда чувствовал себя белой вороной: «Когда возникает среда, я начинаю смотреть на дверь».
В своем творчестве Рогинский пытался выразить удивление от простых вещей -- их здоровую, грубую фактуру, их экзистенциальную безыскусность. Кредо Мастер определял так: «Живопись -- вместо жизни». «Я не хочу знать, откуда что появилось. Я просто рисую -- вот стоят люди, вот они говорят, едут куда-то». Это потом историки искусства и критики вписали его творчество в самые передовые на тот момент течения: поп-арт, arte povera, nouveau realisme. Сам художник узнал о существовании этих трендов только уехав на Запад. Он называл свой стиль «документализм» и считал, что даже если это определение не точное, то более верное, т.к. в России не может быть поп-арта, потому как не было рекламы. Американские поп-артисты документировали вездесущую рекламу, а Рогинский документировал вездесущие для советского глаза примусы, бутылки и двери. И делал это не менее блистательно.
Завершим собственными словами Мастера: «Это так, как будто все думают -- ты умер, а потом смотрят -- кто-то ходит. А это ты ходишь». Произведения Михаила Рогинского остались. Его жизнь не завершилась.
Отдел культуры