|
|
N°92, 29 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вопросы к начальнику Чукотки
Романа Абрамовича ждет прокурор
Допросить губернатора Чукотского автономного округа Романа Абрамовича намерены в ближайшие дни следователи Генеральной прокуратуры России. Как сообщил корреспонденту газеты «Время новостей» официальный представитель этого ведомства, следователей интересует сразу несколько моментов, связанных с принадлежащей г-ну Абрамовичу компанией «Сибнефть»: во-первых, как проходил процесс ее приватизации, и во-вторых, подробности некоторых экспортных схем при продаже нефти. По словам сотрудников Генпрокуратуры, сейчас они возбудили уже три уголовных дела по фактам нарушений при нефтяных сделках, связанных с «Сибнефтью». Прежде всего речь идет о так называемом «лжеэкспорте», когда компания, по мнению следователей, необоснованно требовала возмещения НДС. Недавно в связи с этим расследованием уже были допрошены президент «Сибнефти» Евгений Швидлер и главный бухгалтер Татьяна Бреева. Однако все же больше представителей Генпрокуратуры интересует история с приватизацией нефтяного гиганта. Как утверждают в этом ведомстве, на днях они уже допросили по этому поводу бывшего председателя Госкомимущества Альфреда Коха.
В Генеральной прокуратуре корреспонденту газеты «Время новостей» рассказали, что схемы, по которым, возможно, действовала ОАО «Сибнефть», особой изобретательностью не отличалась. Компания сама или через контролируемые ею структуры якобы заключала фиктивные договоры с зарубежными фирмами на поставку нефти, а потом требовала вернуть ей налог на добавленную стоимость. На самом же деле, как считают следователи, топливо не покидало пределов России. Впервые одной такой сделкой заинтересовались в 2000 году налоговики Омской области (там расположен ряд предприятий «Сибнефти»).
Они посчитали, что с февраля по декабрь 1998 года компании необоснованно вернули из бюджета НДС на 12 млн рублей. Якобы «Сибнефть» представила документы, что отправила в Киргизию несколько крупных партий нефти, а на самом деле их продала в нашей стране. Прошлым летом ФСНП возбудила по этим фактам дело о неуплате налогов и провела выемку в центральном офисе компании. Однако, как утверждают представители «Сибнефти», вскоре это расследование было прекращено. Вновь омской историей заинтересовалась уже Генпрокуратура, возбудившая недавно в связи со сделками дело по статье «мошенничество» (следуя той логике, что, необоснованно возвратив НДС, государство было обмануто).
В последние несколько дней было возбуждено еще три аналогичных уголовных дела, касающихся продажи нефти компании через терминал в Туапсе. По словам следователей, выявили нарушения сотрудники ГУБОП МВД, проверявшие все российские порты. Они выяснили, что, согласно документам, начиная с 1997 года из Туапсе за границу ушло несколько судов с топливом, принадлежащим компании или подконтрольным ей фирмам. С этих сделок был возвращен НДС. Однако, как считают в Генпрокуратуре, и на этот раз топливо не покидало Россию. Также следователи, по их словам, проверяют и некоторые моменты якобы с полученными «Сибнефтью» льготами при транспортировке нефти силами МПС. Всего, как подсчитали в Генпрокуратуре, компания недоплатила в бюджеты различных уровней порядка 500 млн рублей.
Попутно следователи собираются выяснить у г-на Абрамовича и некоторые вопросы, связанные с приватизацией. Как сказали в Генпрокуратуре, сейчас они по новой рассмотрели акт Счетной палаты, из которого следует, что компания досталась владельцам гораздо ниже ее реальной цены. Следователи уже пообщались с главой «Газпром-Медиа» Альфредом Кохом, который подписывал документы о приватизации «Сибнефти».
Сам Альфред Кох через пресс-секретаря «Газпром-Медиа» Аэлиту Ефимову вчера отказался от комментариев. Пресс-секретарь «Сибнефти» Алексей Фирсов в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» заявил, что компания не видит повода для волнений. «Омская история уже была на стадии следствия, и налоговая полиция это дело закрыла, -- заявил он. -- От МПС мы никаких льгот не получали, а насчет туапсинского терминала вообще непонятно, о чем идет речь. Генпрокуратура утверждает, что нефть уходила оттуда в Молдавию, Белоруссию и на Украину, а мы вообще не заключали экспортных контрактов по поставкам в эти государства».
Александр ШВАРЕВ