Время новостей
     N°111, 29 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.06.2004
Разведчики и таксисты
На исправление «ингушской ошибки» президент дал силовикам неделю
Вчера, спустя ровно неделю после трагических событий в Ингушетии, российское руководство провело масштабный «разбор полетов», задавшись традиционными вопросами -- как такое могло случиться, кто виноват и что делать, чтобы впредь подобных эксцессов избежать. Поиск ответов на них впервые за долгое время заставил чиновников открыто заговорить о серьезных ошибках федеральной власти как в оценке ситуации на Северном Кавказе, так и в проводимой политике.

Депутаты Госдумы, на специальном закрытом заседании обсуждавшие причины, по которым чеченские боевики смогли в ночь на 22 июня фактически захватить Назрань и устроить там настоящее побоище, пришли к выводу, что вина за случившееся лежит не только на каких-то конкретных спецслужбах или руководителях. По их мнению, на руку сепаратистам в первую очередь сыграли «полная несогласованность» структур, ответственных за безопасность в регионе, отсутствие единого командования и «полная невозможность скоординированных действий».

Не менее жестко вчера же решал вопрос, как предотвратить такие ЧП в будущем, и президент Путин. На совещании с членами правительства он суровым тоном поручил руководителям МВД, ФСБ и Минобороны подготовить предложения «об улучшении работы в сфере борьбы с терроризмом». «К концу недели в оформленном виде эти предложения должны быть у меня», -- сказал силовикам Владимир Путин. Причем, похоже, на этот раз главным милиционерам, контрразведчикам и военным страны, несмотря на свою принадлежность к команде президента, отделаться от решения проблемы формальными или расплывчатыми заявлениями вряд ли удастся. Претензия к ним у президента Путина в связи с нападением боевиков на Ингушетию теперь особая. Заключается она не только в том, почему силовики просто проморгали опасную ситуацию, но и почему -- вольно или невольно -- пытались его ввести в заблуждение о масштабах трагедии. В тот же день, 22 июня, побывав лично на месте событий, Владимир Путин среди прочего открыто и явно раздраженно сказал, что увиденное им в Ингушетии «расходилось с тем, что услышал в Москве». Так что одной только переброской на чечено-ингушскую границу дополнительных войсковых подразделений, о чем вчера говорил замглавы МВД Александр Чекалин, дело теперь вряд ли ограничится.

Спецслужбы же вчера попытались хоть отчасти реабилитироваться. Региональный оперативный штаб (РОШ) по управлению контртеррористической операцией в лице генерал-майора Ильи Шабалкина официально объявил, что в ночь на понедельник в Ингушетии на границе с Северной Осетией в селе Далаково был обнаружен и уничтожен организатор и руководитель нападения на Ингушетию: «Официальные и проверенные данные свидетельствуют о том, что уничтоженный при оказании вооруженного сопротивления боевик является именно Магомедом Евлоевым. Это именно тот боевик, который возглавлял группировку незаконных вооруженных формирований в последнем нападении на объекты в Ингушетии», -- сказал он. Однако в ингушских спецслужбах, и проводивших, собственно, эту операцию, почти сразу данные РОШ опровергли. В УФСБ республики также официально сообщили, что уничтожен действительно Магомед Евлоев, но «не тот». Убитый, как выяснилось, был родственником «главного» Евлоева, ему 32 года, и он был рядовым боевиком под кличкой Борода в отряде сепаратистов. «Основному» же Евлоеву 25 лет от роду, он известен под кличкой Магас и по-прежнему не найден.

Депутаты комитета по безопасности Госдумы вчера пригласили на специальное закрытое заседание представителей силовых ведомств и прямо спросили у них, было ли о нападении на республику известно заранее. Выяснилось, что было. Но разведчикам, как это традиционно случается в канун 22 июня, не поверили.

«Информация у спецслужб была уже за десять дней до налета, но она была не совсем точной и конкретной, -- рассказал газете «Время новостей» участник совещания, член думского комитета по безопасности Геннадий Гудков. -- Эти сведения были доложены в том числе и президенту Ингушетии. Почему г-н Зязиков в телеэфире говорил, что у него не было информации о подготовке нападения, -- это уже вопрос к г-ну Зязикову. Во всяком случае в региональном штабе по борьбе с терроризмом провели по этому вопросу два оперативных совещания. Но, к сожалению, информации спецслужб не поверили: ведь таких предупреждений со стороны ФСБ поступает довольно много. Вот и получилось, что боевики напали неожиданно. Так же неожиданно у нас всегда зимой выпадает снег».

Г-н Гудков говорит, что он не склонен умалять заслуг разведчиков. Однако и преувеличивать их, судя по всему, не стоит. Пока по инстанциям докладывалась «неточная и неконкретная информация», назранские таксисты уже за пять часов до начала событий более чем конкретно предупреждали своих пассажиров, что в Назрань ехать не стоит, потому что там вот-вот начнется резня. Об этом членам комитета рассказал депутат от Ингушетии Башир Кодзоев.

В общем, думские эксперты по безопасности остались недовольны. «Главное, что выяснилось, -- полная несогласованность структур, ответственных за безопасность на Северном Кавказе, отсутствие единого командования и полная невозможность скоординированных действий», -- говорит г-н Гудков. Теперь депутаты намерены просить Совет безопасности России и лично президента Путина позаботиться о координации действий силовиков. А глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев пообещал ускорить работу над новым законом о противодействии терроризму. Станут ли спецслужбы после принятия такого закона осведомленнее таксистов, сказать пока трудно.

Утешает лишь то, что у следствия уже есть полная картина ингушских событий. Силовики рассказали парламентариям, что в Ингушетии имела место классическая диверсионная вылазка, подготовка к которой велась с высокой степенью конспирации. По версии следствия, в нападении принимали участие не только чеченцы, но и ингуши. Причем большинство боевиков до последнего момента не знали места и времени выступления. Вчера, кстати, власти Ингушетии привели новые, уточненные, данные о жертвах побоища. Еще раз сверив списки из моргов и больниц, чиновники заявили, что в результате нападения погибли не 95, как сообщалось раньше, а 88 человек.

Иван СУХОВ, Виктор ПАУКОВ