|
|
N°110, 28 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ничтожные сделки
По версии следователей, московские чиновники незаконно продали более ста помещений
Бывший заместитель начальника департамента имущества Москвы Владимир Авеков был арестован в конце прошлой недели. По версии следователей, он превысил полномочия при продаже несколько городских зданий, нанеся местному бюджету значительный ущерб. Одновременно в прокуратуре Москвы заявили, что в арбитражном суде оспорено уже более ста сделок с государственной недвижимостью, заключенных департаментом имущества.
По информации газеты «Время новостей», речь идет об отмене решений по тем городским помещениям, которые перешли в частные руки в нарушение федерального законодательства. Впрочем, в прокуратуре Москвы отмечают, что добропорядочным приобретателям бояться нечего.
О том, что городская недвижимость распродается в Москве с нарушениями, первой еще в 2000 году заявила Генпрокуратура. Это ведомство провело тогда совместно с Минимущества проверку и установило, что органы по управлению столичным имуществом «совершали ничтожные сделки по отчуждению государственного и муниципального имущества, передавали в аренду федеральные объекты недвижимости, не принимали должных мер к недобросовестным инвесторам, безвозмездно передавали объекты недвижимости в собственность кредиторов города, допускали нецелевое использование средств от приватизации». Назывался и конкретный виновник -- возглавляемый Олегом Толкачевым и Владимиром Авековым департамент государственного и муниципального имущества Москвы (ДГМИ). В мае 2002 года Юрий Лужков прямо на заседании московского правительства уволил «за неисполнительность» Владимира Авекова, а в конце прошлого года мосправительство покинул и Олег Толкачев. Впрочем, оба чиновника не пропали. Авеков возглавил Специальное государственное унитарное предприятие (СГУП) по продаже имущества Москвы, а Толкачев стал членом Совета Федерации.
Все эти годы прокуратура Москвы продолжала изучать ситуацию со столичной недвижимостью, постоянно выявляя все новые факты нарушений, особенно при приватизации и продаже городских зданий. Как выяснилось, ДГМИ, руководствуясь постановлением Мосгордумы «О порядке продажи объектов нежилого фонда на территории Москвы», на протяжении длительного времени разрешал арендаторам городских помещений выкупать их в собственность без аукциона. Однако, по мнению следователей, все эти сделки грубо нарушали федеральный закон «О приватизации», который не допускает бесконкурской продажи помещений арендаторам. В результате прокуратура столицы подала иски в арбитражный суд Москвы больше чем по ста договорам, заключенным ДГМИ, с требованием признать их недействительными и провести реституцию. То есть покупатели недвижимости должны вернуть помещения в собственность города, а город -- выплатить им ранее полученные суммы. Сейчас удовлетворено уже более 90 таких исков.
И если большинство из сотен нелегитимных решений ДГМИ Моспрокуратура отнесла к гражданско-правовым отношениям, то в нескольких из них усмотрела признаки откровенного криминала. В результате несколько месяцев назад было возбуждено уголовное дело о «незаконных действиях чиновников департамента при совершении пяти сделок с недвижимостью, причинивших ущерб в размере более 30 млн руб.». К двум таким сделкам, из-за которых в городской бюджет не поступило 16,4 млн руб., по версии следователей, был причастен Владимир Авеков. Именно его подписи стоят на документах. В четверг поздним вечером он был арестован по решению суда. Авекову предъявлены обвинения в превышение полномочий.
В этот раз московские власти восприняли арест своего чиновника спокойно. Вице-мэр Валерий Шанцев посетовал лишь на то, что «больному» и «социально не опасному» Авекову избрана слишком жесткая мера пресечения. «Московское правительство выступает за чистоту рядов и порядочность своих сотрудников. Мэр сам неоднократно выступал за отставку некоторых недобросовестных чиновников», -- в свою очередь заявил пресс-секретарь мэра Сергей Цой. Сам Авеков отмечал в одном из интервью, что в момент приватизации некоторые городские помещения действительно перешли в собственность по заниженной цене или на внеконкурсной основе, но считал недопустимым отменять такие сделки, поскольку у недвижимости сейчас «добропорядочные приобретатели». «Я убежден, что московское правительство для того времени избрало правильную и тактику, и стратегию. За десять лет столица наполнилась частными предприятиями различного профиля. Но сейчас уже пришло время исключительно экономически эффективных решений по поводу городской собственности. Теперь арендатор при покупке не имеет никаких преимущественных прав», -- рассказывал Владимир Авеков в 2003 году. В свою очередь в прокуратуре Москвы объяснили, что поставленные в вину чиновнику сделки привели как раз к тому, что эти помещения при последующей перепродаже оказались у добросовестных покупателей и их уже почти невозможно вернуть городу.
Александр ШВАРЕВ