|
|
N°105, 21 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ученье -- свет в конце тоннеля
Мэрия оплатит подземную автотрассу, чтобы студенты ходили в библиотеку
В Москве появится еще один супертоннель. Как сообщил в минувшую субботу мэр Москвы Юрий Лужков, под землю уйдет часть Четвертого транспортного кольца, проходящая по Ломоносовскому проспекту. Правда, необходимость прокладки тоннеля под давно существующей магистралью вызывает некоторые вопросы. Судя по всему, мэр в очередной раз пытается придумать работу для своей любимой игрушки -- проходческого щита «Херренкнехт», купленного в Германии более чем за 100 млн долларов.
Идея строительства очередного тоннеля, судя по всему, посетила мэра внезапно. Осматривая в субботу новое строящееся здание фундаментальной библиотеки МГУ, расположенное напротив главного здания университета по другую сторону Ломоносовского проспекта, г-н Лужков заявил, что «отрывать библиотеку от главного корпуса МГУ неправильно и в градостроительном плане, и в плане комфортности жизнедеятельности известнейшего университета мира». Очевидно, вспомнив, что до сих пор «фундаменталка» располагалась в центре города на Моховой улице и перенос ее на Воробьевы горы никак нельзя назвать «отрывом» от университета, мэр сформулировал и другую вескую причину строительства тоннеля. «Четвертое транспортное кольцо также требует организации беспрерывного бессветофорного движения», -- заявил г-н Лужков. Другими словами, погружение автомагистрали под землю позволит студентам посещать библиотеку, пользуясь наземным пешеходным переходом без риска попасть под машину. Безопасность учащихся, правда, была учтена и в первоначальном проекте строительства библиотеки -- предполагалось, что новый корпус будет соединен со зданием университета подземным переходом. Однако возможность прокладки автомобильного тоннеля почему-то заинтересовала городские власти гораздо больше, чем перспектива малобюджетного перехода.
Скорее всего подобная любовь городских властей к тоннельному строительству во многом объясняется стремлением выжать максимальную рентабельность из дорогостоящей, закупленной за границей спецтехники. Немецкий проходческий щит «Херренкнехт», беспросадочная технология которого позволяет прокладывать тоннели под зданиями и сооружениями, был приобретен еще для строительства Лефортовского тоннеля. Однако уже после того, как это сооружение весом 2500 тонн было доставлено в Москву, смета на строительство тоннеля в Лефортове была урезана в три раза, и подобная покупка стала нерентабельной. Чтобы хоть как-то «отбить» вложенные деньги, городские власти предлагали использовать проходческий щит даже для поворота северных рек, правда, эта идея почему-то не вызвала ажиотажа среди потенциальных инвесторов. Находкой для мэрии стала возможность строительства тоннеля под Серебряным Бором. Но и там потребность в подземной трассе вызывает вопросы -- так как мимо памятника природы строящийся Краснопресненский проспект пройдет поверху, а в тоннель уйдет почти у самой МКАД. Решающим, однако, стало другое соображение -- доставить проходческий щит по реке на баржах оказалось очень удобно именно к Серебряному Бору. Судя по всему, Ломоносовский проспект был выбран для будущего тоннельного строительства по тем же причинам -- и река недалеко, да и от Серебряного Бора по воде рукой подать.
Александр ГУДКОВ