|
|
N°98, 08 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Военные и присяжные
Вину за необъективность заседателей возложили на журналистов
Начавшийся вчера в Московском окружном военном суде первый процесс с участием присяжных заседателей объявлен закрытым. Причиной тому послужило желание журналистов присутствовать на заседании. «Присяжные не должны получать информацию о судебном процессе из иных источников, кроме самого судебного процесса, -- заявил судья Сергей Седов и вынес определение о проведении слушаний в закрытом режиме на том основании, что «этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства» (пп. 4 п. 2 ст. 241 УПК).
Этот процесс, кстати, -- с участием именно присяжных -- первый не только в Московском военном округе, но и в Центральном регионе страны. До этого такой опыт успели опробовать лишь в Северо-Кавказском военном окружном суде. В мае он неожиданно для всех оправдал четырех спецназовцев под командованием капитана Эдуарда Ульмана, обвинявшихся в убийстве шести мирных жителей Чечни.
Теперь присяжным предстоит разобраться в деле по одному из самых громких покушений 2002 года. На скамье подсудимых пять военнослужащих внутренних войск МВД. Замкомандира роты в/ч-5380 майор Александр Демченко, начальник продсклада части старший прапорщик Анатолий Богданов, рядовые Руслан Молоканов и Вячеслав Хаяркин, а также уволенный в запас рядовой Артем Соколов. Московская городская военная прокуратура (МГВП) обвинила их в совершении покушения на убийство гендиректора крупного рекламного агентства News Outdoor Russia Максима Ткачева.
Перед началом заседания адвокаты подсудимых заявили ходатайство о проведении слушаний в закрытом режиме, кроме того, они потребовали «наложить запрет на все публикации СМИ на эту тему». «Так называемые физические лица, присутствующие на заседании, потом распространяют недостоверную информацию, которая может повлиять на объективность вердикта присяжных», -- заявил один из адвокатов. Судья Сергей Судов поинтересовался и мнением самих обвиняемых насчет их готовности «дать показания журналистам». Все пятеро от «дачи показаний» отказались. Заместитель военного прокурора города полковник Олег Борисов, представляющий сторону обвинения, напротив, заявил, что слушания должны быть открытыми. Однако судья поддержал защиту, и журналисты были вынуждены покинуть зал. Пресс-секретарь МОВС Евгений Комиссаров пояснил корреспонденту газеты «Время новостей», что такое решение принято исключительно в интересах объективного рассмотрения дела, поскольку в прессе уже появлялись публикации, в которых подсудимые фигурировали как преступники. Тем не менее, как отметил г-н Комиссаров, освещение судебного процесса в СМИ не может быть основанием для смены коллегии присяжных заседателей.
Вчера гособвинитель зачитал обвинительное заключение. По версии следствия, в 2002 году «неустановленное лицо» передало Демченко «крупную сумму» за устранение Максима Ткачева. Демченко в свою очередь для исполнения «заказа» набрал помощников из своих подчиненных. Покушение состоялось 3 июня 2002 года у здания ЦКБ «Алмаз» на Ленинградском шоссе, где находится офис News Outdoor Russia. Роли, по версии обвинения, распределились следующим образом. Водитель Богданов доставил предполагаемых участников покушения к зданию ЦКБ. Молоканов дежурил на автостоянке в ожидании Ткачева. Как только бизнесмен въехал на стоянку, Молоканов сообщил об этом по мобильному телефону Хаяркину и Соколову, которые дежурили у входа в здание, переодевшись в желтые майки и кепки распространителей рекламных буклетов. Когда Ткачев зашел в подъезд, к нему подошел Соколов, достал пистолет и произвел выстрел в грудь. По счастливой случайности бизнесмен выжил.
Никто из подсудимых своей вины не признал, хотя во время следствия Молоканов, Хаяркин и Соколов сознались в содеянном.
Екатерина БУТОРИНА